Пандемия отменила путешествия.
Многие туристы рассуждают так: я платил деньги турагентству, значит, с него я и буду требовать их ввозврата из-за отмены тура.
Требовать, конечно, можно. Но вот обязано ли агентство возвращать деньги за отмененный тур?
Тургент действуют по поручению туроператора, хотя и заключает договор о реализации турпродукта чаще всего от своего имени.
Но в договоре с турагентством указано, что туроператор является исполнителем услуг, входящих в туристский продукт, и что именно оператор несет перед вами ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание услуг.
На турагента закон возлагает лишь обязанности по продвижению услуг и посреднические действия, в том числе:
- подбор тура по вашим требованиям
- предоставление информации о турпродукте
- направление оператору заявки о бронировании тура
- направление туроператору денег для оплаты турпродукта
- передача туристу сопроводительных документов
- принятие от туриста заявки об ануллировании заказа
Если указанные действия выполнены турагентством, то оснований требовать от него возврата денег у туриста нет.
И в случае отмены тура или если вы сами отказались от поездки, требовать возврата денег вы имеете право с туроператора.
Пункт 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", прямо устанавливает, что ответственность перед туристом за ненадлежащее качество или неоказание туристических услуг несет туроператор. Независимо от того, кем должны быть оказаны эти услуги.
П. 48 того же Постановления Пленума Верховного Суда РФ устанавливает: по сделкам с участием граждан-потребителей ответственность агента ограничивается величиной агентского вознаграждения.
Таким образом, турагентство отвечает перед туристом лишь в пределах агентского вознаграждения, а это 1-5% от стоимости тура.
Это подтверждается и Законом "Об основах туристской деятельности в РФ" Статья 9 указанного Закона также устанавливает ответственность туроператора за неоказание или некачественное оказание услуги по договору, заключенному турагентом.
Той же статьей Закона установлено, что турагент осуществляет лишь продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора.
Статья 10 указанного Закона устанавливает: Претензии к качеству туристского продукта предъявляются заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
И, наконец, это подтверждается пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта", который также установил, что претензии к качеству туристского продукта пред'являются к туроператору.
Что будет, если подать иск в суд все же к турагентству, где вы приобретали тур?
Да ничего не будет. Потратите несколько месяцев на судебную тяжбу, и получите в лучшем случае сумму в пределах агентского вознаграждения.
А затем агентство может еще и взыскать с вас расходы на юриста, к которому оно обратится для помощи в судебном разбирательстве.
Поэтому обращайтесь с требованием о возврате денег по нужному адресу – а именно к туроператору.
С него, кстати, и взыскать легче – ответственность туроператора застрахована в силу закона, и он, в отличие от маленького турагентства, располагает деньгами для расчетов с заказчиками.
Не тратьте зря свое время и деньги.