Найти тему

Анализ рынка аккумуляторов для легковых, грузовых автомобилей, автобусов и мототехники: спрос сильно не упадет, несмотря на криз

Оглавление

В кризисные времена потребители обычно стараются сокращать свои расходы и в основном покупают предметы только первой необходимости. Для тех, кто часто ездит на автомобиле, таким предметом периодически становится аккумулятор. Его нужно менять независимо от экономической ситуации, в среднем один раз в 3-5 лет. Поэтому спрос со стороны вторичного рынка в 2020 году будет поддерживать потребление аккумуляторов на относительно высоком уровне. После окончания пандемии коронавируса драйвером дальнейшего роста этого рынка могут стать продажи мотоциклов, скутеров, квадроциклов и другой аналогичной техники, которые динамично росли до самого начала активной фазы кризиса. Эксперты отмечают, что в новых экономических условиях отечественные производители могут увеличить свою долю на рынке, особенно в сегменте поставок на автосборочные предприятия, локализовавшие в России производство популярных бюджетных иномарок. Но для этого им нужно вложить средства в модернизацию своих предприятий и достичь уровня качества и надежности, сопоставимого с импортной техникой.

Структура потребления и предпосылки для устойчивости рынка в кризис

По расчетам аналитиков, на вторичном рынке потребляется 85% аккумуляторов для автомобилей, автобусов и мототехники и лишь 15% от их общего количества приходит непосредственно на конвейеры автосборочных предприятий. В периоды кризисов спрос на новые транспортные средства падает, поэтому и аккумуляторов для них требуется меньше. Но уже находящиеся в эксплуатации автомобили требуют регулярного обслуживания при любом состоянии экономики в стране, поэтому вторичный рынок автозапчастей гораздо более устойчив к кризисным ситуациям. Статистика показывает, что средний срок замены аккумулятора в автомобиле составляет 3–5 лет, значит, с учетом роста российского автопарка в последние годы можно с большой долей вероятности прогнозировать положительную динамику рынка АКБ именно за счет роста потребления на вторичном рынке.

-2

Основной спрос будет приходиться на аккумуляторы для легковых автомобилей, которые составляют большую часть парка автотранспорта в России. Потребление в сегменте промышленной сборки уменьшится, но в силу своей относительно небольшой доли заметного влияния на общее состояние рынка не окажет.

Доля импорта на рынке

На устойчивость рынка в периоды кризисов заметное влияние оказывает уровень его импортозависимости. В экономических условиях 2020 года к традиционным факторам этого влияния (снижение объема внешнеторговых операций, рост курсов иностранных валют и т. д.) во многих случаях добавляются ограничения, вводимые в странах-экспортерах в связи с распространением коронавируса. Во многих европейских странах крупнейшие промышленные предприятия закрываются на карантин, поэтому поставки многих видов продукции резко снижаются или прекращаются совсем.

-3

На рынке авто- и мотоаккумуляторов доля импортной продукции составляет 48%. С одной стороны, это довольно много, и с учетом произошедшего снижения курса рубля значительная часть аккумуляторов заметно подорожала. С другой стороны, основной импорт идет из регионов, где эпидемиологическая ситуация не самая напряженная:

  • 21% АКБ поставляется из Кореи;
  • более 16% — из Чехии;
  • около 15% импортных батарей поступает из Казахстана, причем в натуральном выражении доля этой страны выше, чем Чехии.

Интересно, что доля китайских аккумуляторов на рынке не превышает 3%. Возможно, это связано с тем, что довольно большой процент импортных АКБ поставляется для легковых автомобилей и мототехники премиум-класса, а также на заводы автопроизводителей.

Подорожание импортных аккумуляторов дает возможность российским предприятиям предложить в эти сегменты свою продукцию. Но она станет востребованной только в том случае, если будет соответствовать зарубежной по надежности и качеству, поскольку для указанных потребителей именно эти факторы являются определяющими. Основным направлением для импортозамещения могут стать поставки аккумуляторов для автосборочных производств наиболее популярных легковых автомобилей марок Hyundai, Kia, Renault, Nissan, Toyota, VW и Skoda.

Влияние пандемии коронавируса на российский рынок автомобильных аккумуляторов

Поскольку основная часть аккумуляторов реализуется на вторичном рынке, сколько-нибудь серьезного влияния пандемия коронавируса на объем их потребления не окажет. В самой ближайшей перспективе возможно определенное снижение спроса из-за того, что передвижения в период объявленных нерабочих дней ограничены и большая часть автомобилей регулярно не эксплуатируется. Однако длительные простои техники отрицательно сказываются на ресурсе аккумуляторов, поэтому после выхода из карантина может проявиться отложенный спрос, который приведет к значительному всплеску продаж.

Снижение спроса на автомобильную технику в 2020 году уменьшит потребность в аккумуляторах со стороны первичного рынка, однако оно не будет критичным в силу отмеченного выше небольшого вклада этого сегмента в общий объем потребления.

Прогноз развития рынка на 2020–2025 гг.

подробнее на MegaResearch.ru