Укек – город, основанный монголами у переправы через Волгу после их завоевательного похода в Центральную Европу - существовал в XIII-XIV веке. Был третьим по значимости городом средневекового государства Золотая Орда (Улус Джучи). Географически был расположен на территории современного поселка Увек в Заводском районе города Саратова.
Проводящийся в Саратове Фестиваль исторической реконструкции «Укек. Один день из жизни средневекового города» давно стал визитной карточкой города, он собственно и проводится в день города. Цель реконструкции: воссоздание жизни и быта золотоордынского города. В городе не утихает дискуссия, допустимо ли такое восхищение культурой монгольских завоевателей или история Золотой Орды уже стала частью общероссийской истории. И нет ли в этом соблазна увеличить возраст русского города Саратова, нарушения исторической преемственности, ведь Саратов не был правопреемником золотоордынского города Укек. А так, конечно, очень заманчиво поднять возраст города с официальных 430 лет до 730-770 лет.
Так мы ещё придем к вопросу об установке монумента хану Бату, как вероятному основателю города УКЕК.
Раскопки – путешествие в прошлое
Я мечтал побывать на месте золотоордынского города Увек с детства. Много об этом слышал, видел находки археологических раскопок в музее. Один раз даже приехал, забрался на самую высокую точку, осмотрел с высоты Каланча современный посёлок Увек и ничего интересного не увидел.
Точное место археологической экспедиции мне было не известно, а хорошо заметных руин средневекового города на горизонте не просматривалось.
Как мне рассказали, остатки земляного вала были заметны до 19 века, пока местные крестьяне не разровняли их под огороды.
Перекрёсток миров
Фестиваль исторической реконструкции «УКЕК. Один день из жизни средневекового города» в 2020 году должен пройти в 9 раз. Это новая традиция, и странно, что раньше этому факту не придавали значения. Региональные власти, на мой взгляд, нашли правильную тему для общегородского праздника.
По Саратовской области, практически примыкающей к границе между Европой и Азией, проходил важнейший транспортный коридор человеческих коммуникаций с доисторических времён. Место удобной переправы через Волгу описано ещё у "отца истории" Геродота, он обозначил его, как город Гелон.
Вдоль караванных троп древности потом проложили железные дороги. Может быть поэтому Генеральный спонсор фестиваля РЖД?
Итак, для многонационального региона у границы Европы и Азии со всеми культурными различиями народов его населяющих «Проект УКЕК» - это позитивный пример. Богатый торговый город на перекрёстке дорог, вобравший в себя все лучшее от разных народов.
Можно долго перечислять, кто, когда и откуда приходил, а следовательно выяснять для кого это место более исконное и у кого на него больше прав, но зачем? Завоеватели приходят и уходят, а город остаётся. И каждый вновь пришедший обогащает его, ну хотя бывало, что и грабил.
Доспехи бога
Точная дата основания Укека неизвестна. Письменных источников об этом нет. Предположим, что господствующую возвышенность у переправы через Волгу приглядел ещё сам Хан Батый, но в реальности основание города могло произойти уже после его смерти.
Татаро-монголы были второй волной кочевников Азии, накатившейся на Европу, если за первую считать гуннов, форсировавших Волгу за тысячу лет до монголов.
В домонгольский период Северо-восточная Русь относилась к европейской цивилизации: по религии, по устройству общества, по воинскому искусству. Прямой обоюдоострый меч был оружием закованного в железную кольчугу профессионального русского воина (княжеского дружинника), который по сути был аналогом европейского рыцаря.
По реконструкторам на фестивале, это хорошо видно.
Воин Азии имел другое вооружение. Изогнутая сабля в его руках была грозным оружием.
От ордынских наемников на службе у русских князей многому научились. Под влиянием кочевников с Востока в арсенале русских богатырей сабля окончательно вытеснила меч уже к концу XIV века. В Европе меч продержался до конца XVI века.
Взаимное обогащение знаниями между народами на пространстве Евразии в конечном итоге благотворно сказалось на всех.
Ориентализм так ярко проявился в русской самобытности, что некоторые мыслители всерьез пытаются рассуждать к кому мы ближе, к европейцам или азиатам.