Ситуация со вспышкой короновируса, а также очередной виток нефтяных колебаний, поставил целый ряд предприятий малого и среднего бизнеса России «на колени», а кому-то уже и «вынес приговор».
Лично для меня вхождение в период кризиса уже третье по счету, и это поневоле заставляет задумываться, почему 1-2 месяца простоев фактически убивают целый ряд выглядящих очень презентабельно компаний.
Ну согласитесь, когда предприниматель сообщает, что у него нет финансового запаса для оплаты даже минимального оклада работникам на 1-2, это звучит плохо. Это означает очень низкий уровень валовой прибыли и эффективности, с которой приходится работать многим небольшим компаниям.
Слова, что все уходит на аренду, закупку товара и ЗП за месяц, звучат постоянно. При этом про то что много уходит и на налоги звучит гораздо реже – увы, но многие малые предприятия не могут позволить себе еще и «официальные +30% налога с зарплаты».
Нет, ни в коем случае не обвиняю и ни пытаюсь кого то учить работать, просто обращаю внимание на этот факт, как показатель устойчивости всего малого бизнеса России.
Мы все имеем доступ к информации и слышим, что в Европе всем предприятиям будет оказана помощь от государства, и тут же разочаровываемся, что в России такой помощи, мы не получим. Начинаем критиковать власть…
А если посмотреть на эту ситуацию несколько с другой стороны? С позиции, почему столь слабый «фундамент» у огромного количества малых предприятий, что прекращение работы на 1-2 месяца его полностью убивает.
Если сравнить с выращиванием растений, то естественный отбор просто не даст продолжить развиваться столь слабым культурам. И государство, в виде селекционера здесь ничем не поможет: никакие теплицы и удобрения больное растение не выходят.
Если попробовать проанализировать что сейчас дают России малые и средние предприятия, то выяснится, что их вклад в ВВП достаточно мал, налоги платятся мизерные, конечно в такой связи государство будет в первую очередь будет спасать системообразующие компании.
Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 21,9%. Соответствующие данные на своем сайте впервые опубликовал Росстат. Это оценка за 2017 год, итоги 2018 года еще не подведены.
Доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50–60%. Так, в Великобритании это 51%, в Германии — 53%, в Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63% (данные Института экономики роста).
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7
Да спасение утопающего, его главная задача, а почему тонуть то начали? Почему не научились плавать? А как учиться плавать в бурном море, если даже в спокойном мелком пруду тебя со всех сторон тянут вниз такие же как ты «пловцы». Перефразирую – и в обычные времена малый бизнес отчаянно топил и топит друг друга. Постоянно демпингуя, стараясь привлечь больше клиентов снижая цены и увеличивая собственную себестоимость, при этом очень мало вкладывая именно в укрепление самого предприятия.
Поймал себя на мысли, что уже за 30 лет рыночной экономики у нас так и не сложилось никаких аналогов гильдий и цехов, которые в свое время и для мировой и для российской экономики являлись драйверами гармоничного развития бизнеса.
Тот же самый Ганзейский союз, из которого Петр I взял очень много для реформирования Руси, просуществовал более 5 веков, и заложил основы той благополучной Европы, которой мы завидуем.
Так вот главной целью таких союзов, цехов, гильдий было именно создание максимально эффективных условий для развития производства и торговли. Категорически исключались случаи, когда из за большого количества предложения в каком то городе купцы или цеховики начинали терпеть убытки или у них падала прибыль. Именно такие объединения в последующем стали влиять уже на власть, а не наоборот, как сейчас в России.
Да, у нас в России, целая куча ассоциаций, но какой реальный вес они имеют на предприятия или власть? Правильно, никакой. Максимум совещательный, а по сути некий клуб по интересам, не представляющий никакой реальной организацией не являющейся. И пока в России, в каждой области или районе не начнут складываться вот такие вот гильдии, которые и будут контролировать такие факторы как:
- недопущение скопления большого количества одинаковых торговых точек на определенной площади;
- стимулирование создания тех или иных предприятий на отдельных территориях, где они отсутствуют, при наличии потребности;
- ценовое регулирование, не допущение недобросовестного демпинга и иных форм ценовой конкуренции или незаконных воздействий;
Вот тогда ситуации, подобные вспышке короновируса в 2020 г. не приведут к таким последствиям для бизнеса, как сейчас.
P.S. как сообщает целый ряд экспертов, в конце года возможно повторение вспышки, а в последующие годы пандемии подобной COVID-19 более чем вероятны.