Финский эксперт по России Юсси Лассила размышляет о том, принесёт ли открытие финско-российской границы ожидаемый эффект, если россияне не будут иметь денег из-за кризиса.
Etelä-Saimaa, 29.04.2020. Terhi Kinnunen
По всей видимости, Россия будет держать границы закрытыми до конца года. Так были истолкованы слова председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Точнее, Матвиенко в интервью каналу «Россия-24» сказала, что русским не следует планировать зарубежные поездки в этом году, «потому что не только Россия, но и другие государства нескоро в полном объеме снимут ограничения».
Специалист по России Юсси Лассила из Института международных отношений не склонен придавать большого значения словам Матвиенко о границе – он считает, что нужно дождаться официального заявления российских властей.
Лассила отмечает, что бывший губернатор Санкт-Петербурга Матвиенко обладает формальным политическим весом и тесно связана с Владимиром Путиным.
– Матвиенко скорее лояльный соглашатель, который транслирует те основные идеи, которые считает нужным повторить. Это такие упреждающие жесты, проявление оппортунизма, что вполне может оказаться и заблуждением.
– Совет Федерации формально обладает властью, но по сути механически соглашается с решениями президента и правительства.
Так, например, ранее Матвиенко утверждала, что инфекция не затронет Россию.
Лассила полагает, что вопрос открытия границ и доверия может стать новым явлением в международных отношениях.
Русские шопинг-туристы вовсе необязательно ринутся толпой в финские магазины.
Перед открытием границ между Евросоюзом и Россией нужно будет взвесить, насколько можно доверять данным России об эпидемиологической ситуации.
– Если запад не захочет открывать границы или возобновлять воздушное сообщение с Россией из-за эпидемии, Россия несомненно использует это, чтобы продемонстрировать, что запад не заинтересован в России. Это уже видно на примере Китая, - считает Лассила.
Когда граница Финляндии и России откроется вновь и люди смогут путешествовать, русские шопинг-туристы вовсе необязательно ринутся толпой в финские магазины.
– Вопрос в том, насколько сильно пострадает покупательная способность русского среднего класса, и как надолго. Многие снова начинают экономить, и в первую очередь – на путешествиях, - говорит Лассила.
Обычные россияне столкнулись с противоречием: необходимо оставаться дома, но при этом как-то зарабатывать на жизнь. Поэтому не все соблюдают режим самоизоляции, люди ходят на работу.
– Насколько можно поддержать оказавшиеся в затруднительном положении компании и население в целом – большой вопрос. Заявленные Путиным меры выполняются половинчато. Случаи поддержки единичны. Ответственность переложена на регионы и тех чиновников, у которых просто нет средств и желания их тратить.
Из стран G-20 Россия – единственная, которая пока никак не поддержала своих граждан, - утверждает Лассила.
– Власть испытывает большую неопределённость в том, как справиться с кризисом, какую политику проводить и как информировать население.
Позиция Путина в глазах населения становится всё более слабой. Кризис обостряет экономические, властные и политические противоречия.
– По самым оптимистичным прогнозам властей, кризис продлится минимум год или два. По пеcсимистичным – впереди глубокий спад.
Стоимость нефти упала вместе со спросом.
Перенос празднования Дня Победы и голосования по поправкам в конституции ударили по престижу российской власти.
– Что за этим последует? Может произойти смена власти, тотальный кризис и хаос, а может, будет мягкий сценарий, - рассуждает Лассила.
Лассила считает, что в будущем России придётся задуматься о том, есть ли у неё основания для сверхдержавной политики. Граждане уже начинают спрашивать, например, почему деньги тратятся на внешнеполитические авантюры, а не на благосостояние людей.