Найти тему

СТАЛИНГРАД: ПРОКЛЯТЬЕ НЕМЦЕВ

19 ноября 1942 года, началось наступление Красной армии под Сталинградом, закончившееся окружением и разгромом элитной 6-й армии вермахта и приведшее к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.

Рукопашные схватки на улицах Сталинграда

Немецкие войска, начавшие в конце июня 1942 года наступление на южном участке советско-германского фронта, уже через две недели сломили советскую оборону.

6-й армии вермахта под командованием генерал-полковника Фридриха Паулюса была поставлена задача овладеть Сталинградом, чтобы обезопасить приближающиеся к Кавказу немецкие армии от ударов во фланг и оседлать Волгу, основную нефтяную магистраль СССР.

Гитлер придавал захвату города, носившего имя советского вождя, огромное политическое и пропагандистское значение.

23 августа 1942 года танкисты 6-й армии вышли к Волге у северного предместья Сталинграда. В середине сентября 1942 года немцы вошли в город, который защищала 62-я армия под командованием генерал-лейтенанта В. И. Чуйкова. Начались кровопролитные, отличавшиеся беспримерной ожесточённостью и взаимным озлоблением ближние бои – за каждый дом, цех, подвал, за каждую груду развалин, рукопашные схватки с применением ножей, лопат, кирпичей, прутьев арматуры.

К середине ноября 1942 года в руках защитников города осталась лишь тонкая полоска земли на берегу Волги (два километра в длину, на некоторых участках до уреза воды оставалось 100–150 метров). Паулюс докладывал в Берлин, что их сопротивление он преодолеет в ближайшие несколько дней.

Генерал-фельдмаршал сдаётся в плен

Но Паулюс просчитался в расчётах – ранним утром 19 ноября 1942 года после артиллерийской подготовки, в которой участвовало невиданное доныне количество орудий и миномётов – три с половиной тысячи, – советское командование начало операцию «Уран»: с севера наступали войска Юго-Западного фронта под командованием генерал-лейтенанта Н. Ф. Ватутина и Донского фронта под командованием генерал-лейтенанта К. К. Рокоссовского, 20 ноября 1942 года с востока войска Сталинградского фронта под командованием генерал-полковника А. И. Ерёменко.

На направлении главных ударов советское командование обеспечило двойное, а порой и тройное превосходство в силах.

Утром 23 ноября 1942 года танковые группировки Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились недалеко от хутора (ныне это город) Калач-на-Дону, завершив окружение 6-й армии.

Попытки её деблокады, а также снабжения по воздуху провалились. Немецких солдат подстерегала смерть не только в бою, но и от голода, болезней, обморожения.

2 февраля 1943 года сопротивление немцев было окончательно подавлено.

Паулюс сдался в плен 30 января 1943 года, за несколько дней до этого он получил звание генерал-фельдмаршала.

Почему Гитлер не обезопасил фланги 6-й армии?

Всё, что изложено ранее, – события общеизвестные, здесь, как говорится, ни прибавить ни убавить. Недооценить историческое значение победы Красной армии на Волге невозможно, как невозможно не восхищаться мужеством и стойкостью бойцов советской 62-й армии – самое время привести высказывание британского историка Ричарда Овери: «Вопрос о том, как Красной армии удалось выжить в Сталинграде, не поддаётся объяснению».

-2

И вместе с тем у всякого, кто даст себе труд более внимательно вникнуть в эти события, даже у того, кто «академиев не кончал», не может не возникнуть впечатления, что поражение немцев под Сталинградом – это следствие не только возросшего овладения советскими командирами и бойцами «наукой побеждать», но и роковых, чудовищных по своим последствиям для Третьего рейха ошибок, допущенных немецким высшим командованием, и прежде всего Гитлером.

Являясь верховным главнокомандующим вооружёнными силами Германии, в декабре 1941 года Гитлер возложил на себя ещё и обязанности главнокомандующего германскими сухопутными войсками.

К началу ноября 1942 года линия фронта Сталинградской битвы представляла собой ярко выраженную выпуклость (в советскую сторону), её внутреннюю часть заполняли войска немецкой 6-й армии, сконцентрированные в районе Сталинграда и атакующие советские позиции, находящиеся в вершине этой выпуклости. Три советских фронта нависали не только над флангами, но и над тылом 6-й армии, продвинувшейся глубоко к Волге.

Казалось бы, Гитлеру достаточно простого взгляда на карту, чтобы с ходу оценить опасность катастрофы, грозящей воинству Паулюса.

Хорошо понимая эту опасность, Паулюс неоднократно предлагал Гитлеру отвести свою армию за Дон, но Гитлер всякий раз запрещал делать это.

Это удивительно ещё и потому, что именно генералы вермахта были гроссмейстерами «блицкрига», когда танковые соединения, наступая с разных сторон, замыкают противника в кольцо.

Именно так действовали армии вермахта в сентябре 1939 года в Польше, в первые месяцы Великой Отечественной войны, загоняя советские войска в котлы под Минском, Уманью, Киевом, Вязьмой и Брянском, под Харьковом в мае 1942 года.

Уже в начале ноября 1942 года воздушная и радиоразведка немцев выявили значительное усиление советских войск на флангах 6-й армии. Об этом сразу же доложили Гитлеру.

Алогичность поведения Гитлера обретает ещё большие масштабы, если учесть, что фланги 6-й армии, то есть на направлениях главного удара Красной армии, прикрывали 3-я и 4-я румынские армии. Гитлер хорошо знал, что эти части не годятся для сколько-нибудь значимого отпора Красной армии – у них мало танков, да и те устаревшие, нет противотанковой артиллерии, не хватает боеприпасов, они занимают позиции в открытой заснеженной степи, не имея существенных фортификационных сооружений, плохо дело с питанием и зимним обмундированием.

Немецкие стратеги трудятся на советский Генштаб

Полным безрассудством можно назвать приказ Гитлера 6-й армии, имеющей в своём составе 22 дивизии, 330 000 человек, занять круговую оборону, держаться «до последнего человека, до последнего патрона» и ни в коем случае не пытаться прорваться из окружения. Ведь тем самым сводилось на нет главное, что отличало вермахт и было причиной его впечатляющих побед, – высокая мобильность, согласованность в манёвре, отлаженность взаимодействия разных соединений и родов войск.

Оказавшись в мешке, 6-я армия ведь не сразу начала подвергаться давлению извне (с момента её окружения до решительного наступления советских войск прошло две с половиной недели), а немцы уже обрекли себя на бездействие, чем, безусловно, облегчили задачу советского Генштаба.

А вот ещё одно необъяснимое решение немецких стратегов: элементарная логика боевых действий подсказывала – чтобы взять Сталинград, надо его окружить.

Сталинград стоял на правом берегу Волги, окружить город – это значит форсировать реку, закрепиться на левом берегу. Тогда он отрезается от возможного пополнения людьми, вооружением, боеприпасами, продовольствием. Но – удивительное дело! – немцы даже не пытались переправиться через реку.

Вот так и получилось, что вместо того, чтобы замкнуть кольцо вокруг города на левом берегу Волги, 6-я армия втянулась в изнурительные кровопролитные бои на улицах Сталинграда.

И ещё одна уму непостижимая вещь. Смотришь кадры кинохроники, фотографии того времени – немецкие солдаты в сталинградском котле, спасающиеся от морозов (которые достигали сорока градусов), в потрёпанной летней форме, в каком-то немыслимом рванье, в тряпье, навернувшие на себя, на головы, на ноги чёрт-те что, чему и названия подобрать трудно.

Оказывается, немецкое командование не сделало никаких выводов из катастрофы под Москвой годом ранее и не обеспечило войска под Сталинградом зимней одеждой. Что это, как не классические «авось да небось» в немецком исполнении?

Сталинградская битва – одна из самых ожесточённых и кровопролитных не только во Второй мировой войне, но и вообще в мировой истории. Считается, что в ходе Сталинградской битвы погибло от 100 000 до 150 000 немецких солдат и офицеров. О количестве пленных немцев, взятых в Сталинградском котле, историки спорили много лет, но в последние годы, кажется, пришли к выводу, что их число составляет 90 000–100 000, в том числе 24 генерала.

Данные по потерям советской стороны настолько противоречивы, что оперировать ими невозможно. В любом случае речь идёт о многих сотнях тысяч людей (одних только жителей Сталинграда погибло около трёхсот тысяч).

Впервые в ходе Великой Отечественной войны было уничтожено – полностью! – огромное войсковое объединение, целая армия, да ещё какая – элитная, одна из лучших в вермахте! 6-я армия участвовала во взятии Варшавы в сентябре 1939 года, Парижа в июне 1940 года, ей Гитлер хотел поручить намечавшийся им захват Англии и Гибралтара, после нападения на СССР 6-я армия прошла с боями всю Украину.

После Сталинграда немецкому командованию удалось стабилизировать фронт и даже в конце февраля 1943 года нанести поражение на Юго-Западном фронте под Харьковом, но победа на Курской дуге в июле 1943 года привела к тому, что Красная армия окончательно и бесповоротно пошла на запад, как писал Владимир Высоцкий, «отбирать наши пяди и крохи».

Вот как выразительно оценивает итоги Сталинградского сражения российский историк Владимир Бешанов: «Это была классически проведённая операция на окружение, классически проведённая операция по разгрому румынской, итальянской и венгерской армии, то есть мы били по слабым звеньям всего южного крыла фронта. Мы думали, что мы делали! Это целая дыра во фронте получилась. Южное крыло немецкое было на грани гибели. Итальянцы уже тогда писали: „Крах Германии имеет имя Сталинград!“».

«Сталинград – братская могила вермахта»

30 января 1942 года, в десятую годовщину захвата власти нацистами в Германии, по радио с напыщенной речью выступил «наци № 2» Герман Геринг. Он не постеснялся сравнить 6-ю армию, вторгшуюся более чем на полторы тысячи километров в глубь Советского Союза, неся смерть, разрушение и угнетение его народам, с отрядом из трёхсот спартанцев, которые героически погибли, преградив путь намного превосходившим их численно персидским захватчикам у Фермопил в сентябре 480 года до нашей эры.

Но служба СД (Служба безопасности рейхсфюрера СС, которая собирала информацию о настроениях «простых» немцев, сообщала, что это выступление не смогло переломить резко отрицательное воздействие катастрофы на Волге на немецкое население. Среди целого ряда «упаднических», «пораженческих» высказываний приводилось и такое: «Сталинград – братская могила вермахта». Удивительно точное определение!

За всю войну в Германии в связи с поражением немецких войск был объявлен трёхдневный траур единственный раз – в начале февраля 1943 года.

Английский историк Энтони Бивор в своей книге «Падение Берлина. 1945» (на русском языке – изд-во АСТ, 2004 год, стр. 3) приводит такой эпизод:

1 февраля 1943 года среди развалин Сталинграда группу измождённых немецких военнопленных, шедших под конвоем, остановил советский полковник. Он показал пленным на разрушенные здания и сказал на хорошем немецком языке: «Так будет выглядеть ваш Берлин!».

В высшей степени символическим я считаю тот факт, что 62-я армия В. И. Чуйкова, героически защищавшая Сталинград, преобразованная в 8-ю гвардейскую армию, участвовала в захвате Берлина.