На рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий многие деятели литературы и искусства в России придерживались революционных взглядов, желая перемен в обществе.
Большинство от души приветствовало октябрьский переворот, возлагая большие надежды на обновления и счастливую жизнь, обещанные большевиками.
В хаосе гражданской войны мнения разделились, на стороне революции остались самые преданные бойцы идейного фронта.
После победы красных, когда на страну обрушились все несчастья, которые сопутствуют тоталитарному режиму, протестовать было уже поздно –советская диктатура просто поставила перед мастерами изящной словесности ряд условий.
Либо граждане восхваляют новую власть, не замечая очевидных преступлений, либо причисляются к «контре» и разговор с ними короткий.
В качестве поощрения полагался шикарный паек и бесплатное жилье. Инстинкт самосохранения, голод и нищета помогли большинству сделать правильный выбор.
Такой принцип стимулирования советская действительность сохранила до конца своего существования.
Правда, В.И. Ленин, на заре власти рабочих и крестьян, проявил излишнюю мягкость, выслав несознательных представителей науки и культуры в Германию, арендовав пароходы на государственные средства. Расходы компенсировали за счет конфискованного имущества лишенцев. В последний момент переиграли, возложив оплату за рейс на депортируемых лиц.
Товарищ Сталин относился к литературе не менее серьезно, чем к волшебной магии кино.
Он не хуже других знал, насколько значимой может быть сила печатного слова.
Так что, терпеть возникновение в этих рядах ренегатов и перерожденцев, категорически возбранялось. С этой целью к литературным кругам подвели кураторов из компетентных органов.
Сначала таким стал Симха-Янкев Блюмкин - человек удивительной судьбы - затем, после расстрела последнего, его место занял Яков Агранов. Задача перед этими людьми стояла архисложная.
Предстояло убедить подконтрольный контингент не только не замечать временных трудностей, но и найти среди нищих рабочих и разоренных крестьян, сытых и счастливых людей.
После чего, вдохновенно и творчески отобразить картину общего благополучия на бумаге.
При отсутствии таковых в реальной жизни, их надо выдумать, сделав это талантливо, красиво и убедительно.
То, что «временные трудности» для народа, обслуживающего партийный аппарат, не закончатся никогда, являлось государственной тайной, разглашение которой строго каралось.
Несогласные с такой трактовкой, должны быть немедленно отправлены в топку истории. Так завещал великий Ленин.
«Уж, на что мудрый был человек, – с теплотой вспоминал о нем Иосиф Виссарионович, – не зря университеты заканчивал.Жаль только, пожил на этом свете чуть дольше положенного. Ну, да все мы не без греха».
Итак, задачи поставлены, осталось определить технический персонал и выделить лидеров. Тут начались неполадки – только товарищ Сталин объявил, кто является главным поэтом революции, как тот застрелился.
Не помогли даже специально обученные сотрудники ОГПУ, не спускавшие с гения глаз ни днем, ни ночью – Лиля Брик и ее супруг.
Партийную комиссию, расследующую дело, утешало одно – вряд ли Маяковского замучила совесть, просто человек обладал слишком подвижной психикой. Так бывает с гениями.
Немало хлопот доставил руководителю партии и прославленный буревестник революции, которого Владимир Ильич вежливо попросил удалиться за пределы страны еще в 1922 году.
Чтобы художник слова не ощущал муки голода, ему периодически присылали деньги, в обмен на авторские права всех написанных ранее произведений. В перерывах между платежами, великий писатель сочинял правильные статьи и, вообще, вел себя грамотно, понимая, что иначе, денежные переводы прекратятся.
Кто-то сказал, что талант должен сам себе пробивать дорогу?Чушь. Буржуазный поклеп. Не верьте, товарищи.
В конечном итоге, Горький поселился в итальянском Сорренто, где к нему присоединились сын (сотрудник НКИД) с женой Надеждой, которую в своем кругу называли Тимошей.
В 1928 году денежного содержания на беззаботную жизнь не хватает и, по просьбе трудящихся, Алексей Максимович приезжает на родину. Совершив турне по стране, Горький, несмотря на уговоры, возвращается в Италию.
Через год снова приезжает и требует свободы передвижений, чтобы самому убедиться в изменениях к лучшему.
Горький, пользуясь гримом, посещает пивные, магазины, кинотеатры и все прочие места скопления пролетариата. Молодые крепкие мужчины и женщины, встречающиеся на всем пути следования,взахлеб рассказывают незнакомому человеку о прелестях новой жизни. Вечером эти граждане пишут подробный рапорт, прежде чем сменить гражданскую одежду, выданную под расписку, на казенную форму.
Напоследок власть устраивает писателю экскурсию на Соловки, показать быт оступившихся людей. Все происходит в лучших традициях советской показухи.
Нарком Генрих Ягода, неравнодушный к чарам красавицы Тимоши, на которую и сам Горький давно бросает влюбленные взгляды, дарит ей кожаные костюм, кепку и плетку.
Девушка смотрится очень эффектно (спустя много лет, такая униформа станет обязательным атрибутом немецких короткометражек определенного жанра).
Гости оставляют восторженные отзывы об условиях необременительного труда заключенных, но картину портит подсунутый писателю листок бумаги с описаниями зверств и пыток в лагере.
Жалоба таинственно пропадает, а зачинщики гнусной кляузы будут расстреляны, как только пароход с благородным семейством отойдет от пристани.
Вернувшись, Горький печатает две статьи «Если враг не сдается его уничтожают/истребляют» и делится со своим другом Ягодой мечтой -написать постановку «Вредители».
Но делать это, опять предпочитает вдали от родины, в любимом Сорренто.
Сталину, давно имевшему на него виды, так надоели метания старика, что в 1931 году посылает в Италию целый теплоход, до отказа набитый ударниками труда, страстно призывающих Максима Горького вернуться.
Автор бессмертного романа «Мать», переписывается со Сталиным, одобряя осуждение врагов и вредителей на процессах в России, говорит, что «с удовольствием набил бы им морду перед расстрелом».
Закрепив, таким образом, свои позиции, приезжает в Союз в 1933 году.
На этот раз безвозвратно, потому что, когда писатель окончательно «достал» власть своим нытьем про подорванное здоровье, желая отбыть на лечение в Европу, ему недвусмысленно дали понять, что его жизнь могут продлить только советские врачи.
Горький уловил посыл, смирился и принял высокий пост председателя вновь созданного Союза писателей СССР в 1934 году.
Проработал пожилой гений на этой должности всего лишь два года, после чего умер, поставив тов. Сталина в дурацкое положение – затрачено столько усилий, а теперь надо искать нового главу творческой организации.
Кроме того, отцу народов, необходим собственный биограф. Послушный и способный.
Место почившего классика занял другой мигрант – Алексей Николаевич Толстой.
Изначально, он не принял революцию и, потеряв в водовороте событий многих родных, уехал из России. Несколько лет прожил во Франции, начав писать там свой знаменитый роман «Хождение по мукам», каждый день,ожидая известий о падении ненавистных большевиков.
Жизнь распорядилась иначе. В 1923 году, получив заманчивое предложение от самого Троцкого, Алексей Николаевич перебирается на родину. Быстро поняв, что от него требуется и чего нельзя делать, видоизменяет начатый еще в Париже роман и вообще полностью соответствует высокому званию советского писателя.
К 1936 году А.Н. Толстой занимает прочные позиции в отечественной культуре, будучи, к тому же, единственным «красным графом» на литературном олимпе.
В благодарность за многочисленные дифирамбы советскому строю и лично вождю, Алексей Толстой получает неограниченную свободу действий и все мыслимые материальные блага.
Правда, немного коробит то, что многие прежние поклонники, не подают при встрече руки, но что делать, всем не угодишь.
А тот факт, что он не докладывает об их поведении кураторам из органов, поднимает его персону в собственных глазах на еще большую высоту.
Конечно, страх подвергнуться репрессиям не оставляет писателя ни на один день, но он тешит себя надеждой, что фамилия его слишком известна в литературных кругах, чтобы упоминать ее в протоколах допросов. Алексей Николаевич недолго и чисто формально занимает должность председателя СП СССР, так как постоянно находится в разъездах по миру.
В его отсутствие, обязанности исполняет Владимир Петрович Ставский. Об этом человеке можно сказать кратко – за время писательской деятельности извел примерно одинаковое количество бумаги на литературные изыскания и доносы.
Парадокс в том, что обладал незаурядным личным мужеством. Участвовал в боях на Халхин-Голе и в финской кампании. Трижды орденоносец. Погиб смертью храбрых в ноябре 1943 года на нейтральной полосе вместе с девушкой-снайпером, работая военкором.
С 1938 по 1944 и с 1946 по 1954 творческим союзом руководит личность полная драматизма – Александр Александрович Фадеев.
Этот персонаж, с одной стороны, был типичным продуктом сталинского воспитания, с другой, интеллигент Александр Фадеев, постоянно испытывал чувство стыда и презрения к самому себе.
Например, гневно осуждая и лично вычеркивая стихи Анны Ахматовой из всех публикаций,по окончании рабочего дня, поднимал вопрос на общем собрании об оказании материальной помощи поэтессе, так как ее нигде не печают.
Днем Фадеев боготворил Сталина, не подвергая сомнению ни одного слова вождя, вечером напивался и проклинал «кремлевского горца». Спасало положение то, что, проснувшись, писатель ничего не помнил.
Когда сына той же Ахматовой арестовали в четвертый раз, горячо заступался за молодого человека в самом высоком кабинете. Получив отказ, напился, а утром следующего дня заклеймил позором всех перерожденцев в лице обвиняемого.
Подобных примеров было великое множество в биографии автора «Молодой гвардии». Иногда, даже удавалось помочь отдельным людям.
В таком противоречии он дожил до развенчания культа личности в 1956 году. Поняв, что все эти годы, каждый день с 9 до 17 его нагло обманывал мерзкий лицемер и кровавый преступник, а тот, пьяный в лоскуты, Саша Фадеев, оказывается, был честным парнем, свел счеты с жизнью в мае того же года.
Последний председатель союза писателей сталинской эпохи, замещавший Фадеева в течение двух лет - поэт и публицист Николай Тихонов.
В начале творческого пути многому научился у Николая Гумилева, расстрелянного еще в 1921 году. Вообще, считал себя его учеником. Спустя много лет – в 1979 году - когда уже не расстреливали, а только порицали, имел мужество рассказать об этом по радио.
Тогда скандал замяли, так как сам фигурант в скором времени ушел из жизни.
При прежнем властителе ничем не выделялся из ряда коллег – где надо обвинял, критиковал и подписывал, никогда не оправдывал и не защищал, потому и дожил до почтенных лет.
В поэзии пристрастился к жанру баллад, чем многим читателям напоминает персонажа известного произведения Ильфа и Петрова, автора «Гаврилиады». Как и все предыдущие руководители СП, имеет в своем активе сталинскую и ленинскую премии, а в 1966 году даже удостаивается звания Героя Социалистического Труда.
Все эти люди, занимавшие высокий пост, сочиняли свои произведения строго в определенном стиле, требуя того же от своих коллег. Конечную цензуру осуществлял лично «признанный гений художественного слова». Многочисленные фамилии не прошедших критику вождя, фигурируют в длинном списке уголовно-политических процессов. Та же участь, чаще всего, ждала и семьи отступников.
Понятие «литературное творчество» подразумевает под собой освещение и обсуждение насущных проблем в обществе.
Авторы, в зависимости от степени таланта, доносят до читателя жизненные ситуации в различных жанрах, от драмы до комедии, опираясь на современную действительность, либо на исторические факты.
Именно эти многогранные составляющие лежат в основе мировой прозы и поэзии.
Товарищ Сталин, волевым решением утвердил в советской литературе только три фактора – страх, ложь и талант исполнителей.
Ставьте "лайки" и подписывайтесь на канал, если понравилась статья.
А.В. Тарасов - дань уважения, полученная за океаном
"Кто сделал всех равными, Климент"
Вознаграждение за полет