В начале апреля я рассказывал про футуристический велосипед от Робберта Эггера из Specialized, и в комментариях появился вопрос: «А не трековый ли это велосипед»? Так что сегодня быстро и на пальцах учимся отличать одно от другого.
Для примера возьмем два велосипеда одного производителя и сравним: шоссейный Allez Sprint и трековый Langster Pro. Фактически Allez является продолжением концепции рама Langster, но для шоссе, поэтому они довольно сильно похожи.
Первое, на что обращаем внимание — наличие системы передач в трансмиссии.
Переключение передач на велосипедах придумано для того, чтобы упростить преодоление рельефа и ветра: пошёл в горку или против ветра — скинул передачу, под горку или по ветру — накинул. На велотреке рельефа и ветра нет, так что и передачи особо не нужны. Из-за того, что нет необходимости ставить кассету, втулка и перья у трекового велосипеда уже, но на фотографиях сбоку этого не видно.
Однако, само по себе отсутствие скоростей не делает велосипед трековым: есть односкоростные велосипеды, которые к треку не имеют никакого отношения, поэтому смотрим на тормоза. Точнее на отсутствие тормозов.
У трековых велосипедов передача прямая, а в задней втулке нет муфты свободного хода, потому колесо вращается только тогда, когда крутится педаль. Справедливо и обратное, если заднее колесо вращается, то оно крутит вам педали — просто так взять и перестать крутить педали на скорости на трековом велосипеде не получится. Ручные тормоза в таком случае тоже не нужны — ваши ноги и ваш «газ» и ваш «тормоз».
Есть ещё пара особенностей геометрии рамы.
В первую очередь на трековом велосипеде кареточный узел находится чуть выше, чем у шоссейного — это сделано для того, чтобы не цеплять педалью полотно трека.
Также гонщик на треке всегда находится в аэропозиции и позиция для отдыха с более прямой спиной ему не нужна, поэтому зачастую подседельная труба располагается чуть ближе к рулю.
Вот такой краткий экскурс. Если вам понравился формат с GIF-сравнением велосипедов, ставьте «палец вверх» и пишите в комментариях.