Лукашенко подписал распоряжение о строительстве в 2020—2023 годах нефтепровода «Гомель — Горки».
Зачем нужна эта труба?
Рассмотрим как экономическую составляющую проекта, так и политическую.
В поисках альтернативы
Пресс-служба президента поясняет: инвестпроект реализуется «в целях диверсификации поставок нефти в Беларусь». Труба соединит северную и южную ветки белорусского участка нефтепровода «Дружба». И оптимизирует логистику поставок нефти из альтернативных источников одновременно на Мозырьский и Новополоцкий НПЗ.
В настоящее время ситуация такова: нефть из Клайпеды поставляется на Новополоцкий НПЗ «Нафтан», из Одессы — на Мозырский НПЗ.
При реверсе по «Дружбе» из Гданьска сырье будет получать Мозырьский НПЗ.
Строительство нефтепровода-перемычки позволит соединить нефтеперекачивающие станции в Гомеле и Горках, оперативно маневрировать сырьем между предприятиями.
Заказчиком по проектированию и строительству нефтепровода определена госкомпания «Гомельтранснефть Дружба», генподрядчиком — «Белоруснефть».
Органы госуправления и местные власти Гомельской и Могилёвской областей обязали оказывать содействие заказчику в строительстве объекта и при необходимости принимать иные меры по реализации распоряжения.
Подойдет любая нефть
В какую сумму обойдётся воплощение проекта ничего не сказано. Можно только строить предположения о длине и диаметре трубы, объёмах перекачки.
Про политическое обоснование своего решения Лукашенко говорил не раз: уйти от тотальной зависимости от российской нефти, поставки которой обуславливают различными, далекими от экономики требованиями. Дескать, нас не наклоняет, если по 30% нефти будем получать с портов Балтики и Чёрного моря.
Первые попытки найти альтернативу уже сделаны: белорусские НПЗ покупали норвежскую и азербайджанскую нефть, на днях купили танкер саудовской.
Строительство нефтепровода - очередной шаг от российского поставщика.