С американским кинокомпозитором Ксенией Картопольцевой мы давно уже на «ты», поскольку познакомились, когда она, совсем ещё юная студентка журфака, пришла на практику в редакцию легендарной рижской газеты «Советская молодежь», в которой я тогда работал и, в частности, проводил конкурсы красоты.
Ох и давно же это было. А сейчас у экс–рижанки уже две дочери: Фаине — семнадцать, а Василисе — четыре. Обе полностью двуязычные, причем русский знают не хуже, чем английский.
Если говорить о родителях Ксении, то её мама, Валерия Михайловна, — коренная ленинградка. В своё время она работала искусствоведом в ленинградском Доме моделей. Отец, рижанин Владимир Геннадьевич Картопольцев, прибыл как–то в город на Неве в командировку и познакомился с молодой красивой женщиной. После пылких ухаживаний уговорил ее на переезд в Прибалтику.
Чуть не родилась в Риге
— По идее, у меня были все шансы появиться на свет в Риге, но я все же родилась на Васильевском острове в Ленинграде, — рассказала со смехом виртуальная гостья кабачка «7 секретов», с которой мы пообщались по Интернету. — Мама очень хотела дотянуть с моим появлением до 7 ноября, то есть до очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
Тогда всем родившимся в этот праздник выдавали специальные грамоты и даже медали. Но я появилась чуть раньше — 4 ноября. По иронии судьбы сейчас мой день рождения совпал с новым государственным праздником России. Я имею в виду День народного единства. Получается, что я могу отмечать его с двойной силой.
— Кем ты хотела стать в детстве?
— Папа занимался ювелирным искусством. Мне это тоже очень нравилось. Но как только я высказала отцу свою заинтересованность, он тотчас запретил мне даже думать об этом, сославшись на безумную вредность данного занятия.
В целом я не могу сказать, что родители сильно повлияли на конечный выбор моей профессии. Тем не менее попытки, конечно же, были. В итоге я оказалась на журфаке, а вовсе не в консерватории, куда меня тянуло намного сильнее. Хотя мне нравилось и статьи писать. Работать со словом тоже казалось интересным занятием.
И все же музыку я всегда любила больше. Сколько себя помню, везде пела. В школе, в кружках, дома, во дворе. Примечательно, что в университете я защищала дипломную работу, посвященную фильмам на телевидении. То есть уже тогда интересовалась киноискусством.
А в Америке стала писать музыку для различных картин. Даже со своим мужем, продюсером и режиссером Глебом Киселевым (кстати, он тоже экс–рижанин), я познакомилась в Лос–Анджелесе именно благодаря музыке.
Он искал композитора для одного из своих экранных проектов. Мы моментально сработались. Мне было по душе его видение киномира, а ему приглянулось мое понимание музыки для фильмов.
А потом мы уже понравились друг другу за рамками творческого процесса, да так сильно, что вскоре решили пожениться. И теперь у Глеба такое любимое выражение: «Я искал музыкальное оформление для своего фильма, а нашел композитора всей своей жизни!»
Особенное небо
— Ностальгии по Риге нет?
— Конечно, есть. Хотя чувства, которые мною овладевают при воспоминании о Риге, очень сложно выразить словами. Это что–то такое, что тебя отпускает только тогда, когда ты снова оказываешься в этом городе.
Два года назад я приезжала в гости. Как всегда, Рига была очаровательной. Мне нравится в ней абсолютно все: и маленькие улочки, и крохотные скверы.
А еще запомнился свет: кажется, над городом какое–то особенное небо. Я все хочу оказаться в Риге зимой. Чтобы прогуляться по припорошенным снегом горкам Парка 1905 года. Когда–то я училась напротив, в 43–й школе...
— Тем не менее ты все же уехала из такого замечательного города. Почему?
— О, это очень долгая история... Думаю, что я тогда искала себя. А такое путешествие может быть и очень долгим, и порой совершенно непредсказуемым. В конечном счете меня гостеприимно принял Лос–Анджелес.
Однако мое сердце всегда будет поровну разделено между тремя городами: Санкт–Петербургом, Ригой и Городом ангелов. Конечно, назад я уже не вернусь. В Америке родились мои дочери. Здесь я стала композитором. У меня своя звукозаписывающая студия MINM studio.
- Чем конкретно занимаетесь?
- Мы обеспечиваем различные теле— и кинопроекты всем необходимым. Я имею в виду звуковую сторону любой картины: это и музыка, и озвучка, и звуковой дизайн. В основном у меня американские клиенты. Однако бывают и зарубежные заказы.
Пожалуй, меня можно назвать очень счастливым человеком, потому что моя работа — это мое хобби. Причем любимое. Сейчас я работаю над полнометражным проектом «Матриарх» американского режиссера Престона Томаса.
Параллельно заканчиваю свой полнометражный документальный фильм «Речные псы», который изо всех сил пытаюсь подготовить к кинофестивалю в Торонто. В разработке еще приключенческая картина «Тени Страны чудес».
Это режиссерская и продюсерская работа мужа. Очень захватывающий игровой фильм, для которого я уже написала пару тем. В настоящий момент обдумываю песню, которую будет исполнять одна из героинь.
Нашла себя
— Получается, на самоизоляции тебе некогда скучать. А ты сразу стала в Штатах композитором?
— Нет, не сразу. Начала учиться музыке еще в Риге. А вот углубленную теорию, секреты импровизации, тайны композиции постигала уже в Лос–Анджелесе. Здесь очень интересная система образования: ты можешь брать отдельные классы, которые тебе нужны. Это очень удобно, если ты четко знаешь, чего именно хочешь добиться.
А еще недаром говорят, что Америка — страна больших возможностей. Поиски себя были у меня более чем занятными. В Лос–Анджелесе я успела побывать и в роли звезды рок–группы, и в роли исполнительницы джаза. А еще я поработала в газете. Кроме того, снималась в рекламе. Побыла и актрисой. Но в конце концов нашла то, что мне нравится больше всего на свете: писать музыку.
Американская мечта в реале
— Наверное, можно сказать, что ты воплотила американскую мечту. Еще чего–то хочется?
— Конечно. Всегда хочется успеть в жизни сделать много вещей. А самое мое большое желание связано опять–таки с работой: думаю наладить творческое сотрудничество с талантливыми кинодеятелями из России и Европы.
Кстати, я сама выступила уже в качестве режиссера. Речь идет о полнометражном документальном фильме «Речные псы», о котором я уже упоминала. Любопытна история его создания. Мы тогда всей семьей возвращались домой в Лос–Анджелес из штата Вашингтон, где побывали на отдыхе.
По дороге решили наведаться в небольшой, но чрезвычайно знаменитый городок Астория. Он известен своими кинодостопримечательностями. Так, в нем были сняты такие популярные картины, как «Короткое замыкание», «Детсадовский полицейский», «Освободите Вилли» и др. А нас особенно интересовал дом из кинокартины «Балбесы», снятой по сюжету Стивена Спилберга.
Но когда мы подъехали, то увидели угрожающие таблички о том, что перед нами — частная территория. Стоит сказать, что места там безумной красоты. С высоты открывается потрясающий вид на реку Колумбия. Практически весь город лежал как на ладони.
Из чистого любопытства родился фильм
Тут мы заметили, что соседний дом выставлен на продажу, о чем извещал гигантский баннер. Из чистого любопытства решили выяснить, сколько просят. Постучались. Нас встретила весьма любезная женщина по имени Ронни.
Неожиданно она стала рассказывать нам об ужасах, творящихся в таком, казалось бы, милом и тихом городке штата Орегон. Оказывается, дважды в год в Астории происходит удивительное явление: в устье реки появляются морские котики.
Эти разговорчивые ребята оккупируют местные причалы и доки. Однако горожане весьма недружелюбно их встречают. Они отлавливают непрошеных гостей и бросают в клетки. Я решила поднять эту тему. Хотя поначалу не думала, что получится целый полнометражный документальный фильм.
Да и милая старушка Ронни была просто счастлива, что кто–то ее внимательно выслушал. Но когда через некоторое время она увидела на пороге своего дома целую съемочную команду решительных защитников животных, то, конечно, ее удивлению не было предела.
Фильм уже полностью снят. Мы собирали материалы в Орегоне и Вашингтоне. Снимали также в Калифорнии. Специально летали в столицу США, чтобы пообщаться с известным адвокатом, который специализируется на защите животных. Я уже написала несколько музыкальных вещей для фильма. Непосредственно сейчас занимаемся его монтажом.
С детьми и собачками
— Выходит, коварный коронавирус не сильно испортил творческие планы.
— Нет, что ты. В этом плане мы ничем не отличаемся от всего остального человечества. Многие съемочные проекты перенесены или даже отменены. Сами мы сейчас сидим, по сути, в заточении. Однако взрослым все же немного легче. Мы продолжаем работать над проектами.
А детям тяжело. Им ведь трудно усидеть на одном месте. Младшая дочь уже предприняла не одну попытку сбежать из дома. Мы сейчас терпеливо пытаемся ужиться друг с другом. На своем примере могу сказать, что представителям разных поколений действительно нелегко постоянно быть вместе.
Как бы там ни было, я мама и, конечно же, всегда радуюсь, когда вся наша семья в сборе. Хотя, разумеется, очень страшно за всех. А больше всех заточению радуются, наверное, наши симпатичные дворняги — Мира и Роза. В эти дни собачки получают особенно много ласки и внимания. Между прочим, одна девочка прилетела из Волгограда, а вторая — из Белоруссии.
Четвероногие друзья из России
— Ого! Каким образом они оказались в Америке?
— Миру мы встретили случайно, когда ехали в аэропорт, чтобы забрать Фаину. Дочь побывала на каникулах в России. А на обратной дороге из аэропорта мы встретили двух женщин. Их машина застряла. В ней мы заметили четыре клетки с песиками.
Выяснилось, что животных доставили в Америку аж из Волгограда. Хозяева уже нашлись для всех, кроме Миры. Тут вдруг со мной что–то произошло: я спросила у Фаины, не хочет ли она взять собачку. Ну а дочка, естественно, не упустила момента.
А Розу я увидела в Facebook. Ее должны были усыпить. Я попыталась пристроить ее у знакомых, но никто не захотел забирать. Когда до усыпления оставались считанные часы, мы с Глебом решили, что возьмем Розу к себе. У нее необычный вид, поскольку глаза разного цвета.
Она безумно добрая и невероятно благодарная. Правда, жутко шкодная. Такое бывает со многими щенками. Роза из белорусского городка Пинск. Сначала ее привезли в Минск, потом она оказалась в Подмосковье, затем — в Москве.
И в какой–то момент ее за компанию отправили в Лос–Анджелес. Причем ей очень повезло, поскольку все это случилось буквально за неделю до закрытия границ из–за коронавируса, — рассмеялась Ксения.
— Благодарю за интересную беседу, желаю творческих успехов!
См. другие материалы автора:
Как бывший рижанин живёт в Америке
https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/nash-chelovek-v-vashingtone-5ce4709e3b662600b29db94b
Известный композитор сегодня живет в Израиле. Его мнение о родной Латвии
https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/korol-shliagerov-o-evrovidenii-jizni-v-izraile-i-rodnoi-latvii-5d089ed460913000afc4a122
Популярная рижская певица уехала за океан
Герой рижской "Молодёжки" https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/geroi-molodejki-5e7ef1ca93baaa4efffe8a9a
Ветеран "Советской молодёжи" Илья Гейман написал книгу https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/veteran-jurnalistiki-ilia-geiman-napisal-knigu-5cdbfae9c0a52100b32a1304
Как печаталась газета "Вести Сегодня", или мой визит в типографию https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/kak-pechatalas-gazeta-vesti-segodnia-ili-moi-vizit-v-tipografiiu-5d3a8d9ba98a2a00ada59ba8
Как фотограф "Молодёжки" Юрий Житлухин поймал кадр за хвост https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/kak-iurii-jitluhin-poimal-kadr-za-hvost-5d05606db50b640d9c69dee0
Марат Касем рассказал, почему боится возвращаться в Латвию https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/marat-kasem-rasskazal-pochemu-boitsia-vozvrascatsia-v-latviiu-5d2f94b48da1ce00aee5992e