Найти тему
Евразия.Эксперт

Технологии vs. коронавирус: взгляд из Беларуси

 Фото: tengrinews.kz
Фото: tengrinews.kz

Необходимость соблюдения социальной дистанции и всеобщая самоизоляция в связи с небывалой по масштабам пандемией заставила мир намного активнее использовать цифровые технологии. Удаленная работа, системы наблюдения и контроля, использование «больших данных» для анализа информации о вирусе и быстро превратились в привычные элементы современной реальности. О направлениях развития цифровых технологий, которые сделала актуальными пандемия и об уроках, которые вытекают из опыта массовой миграции в «онлайн» различных процессов, читайте в материале научного сотрудника Института философии НАН Беларуси Александра Косенкова.

Пандемия коронавируса наверняка уже становится центральным предметом социальных исследований. Между тем, в ракурсе процессов цифровизации, захвативших мир задолго до нее, представляет интерес практика использования цифровых технологий в экстремальных и кризисных ситуациях, в которых оказываются общества, вводя карантинные меры. Использование цифровых технологий во время пандемии позволяет раскрыть новые грани цифровизации, увидеть действенность или неэффективность тех или иных технологических решений. Кроме того, опыт карантинных мер способен внести коррективы во многие дискуссионные темы, касающиеся цифрового будущего цивилизации. Анализ данных практик представляет интерес также и для Беларуси, где процессам цифровизации уделяется немало внимания со стороны политиков и бизнесменов.

Цифровые технологии и варианты их применения

Китай, являясь одной из самых роботизированных стран в мире, активно использует роботов во время пандемии с целью избегания прямых контактов между людьми. Управляемые роботы распрыскивают дезинфицирующее средство в больницах и других общественных местах, проверяют температуру тела, ставят диагноз (в больницах используется интеллектуальная техническая система, способная считывать снимки компьютерной томографии за двадцать секунд), разносят еду в ресторанах и гостиницах и готовят пищу. Дроны патрулируют города Китая и в случае нарушения гражданами карантина незамедлительно сигнализируют об этом полиции. К новшествам, которые используются стражами порядка, следует также отнести «умные шлемы», оснащенные инфракрасной системой тепловой диагностики прохожих.

Кроме использования физических/материальных цифровых объектов во всем мире практикуется использование в условиях пандемии различных веб-сайтов и приложений. Лидером в этом направлении также является Китай. В частности, в Ухане запущен открытый проект Wuhan2020, который, как свидетельствует отписание, предназначен для сбора информации о больницах, отелях, фабриках, логистике, профилактике, лечении, а также для координации действий в сети с целью помощи всем пострадавшим от коронавируса. Весьма интересен опыт использования приложения Coronavirus Close Contact, с помощью которого можно, указав номер своего мобильного телефона или идентификационный номер, определить, контактировали ли вы с заболевшим.

Характерно и то, что карантинные меры стимулируют разработку и внедрение приложений для контроля за населением.

В США перемещения людей отслеживают по смартфонам для получения данных о возможных маршрутах распространения вируса. В Польше лица, находящиеся на двухнедельном карантине, должны по запросу властей делать селфи с GPS-координатами, подтверждая, таким образом, факт своей изоляции. Прибывающим в Гонконг лицам, которые должны находиться после этого на карантине, выдаются специальные браслеты, позволяющие отслеживать их местоположение.

Помимо всего прочего, международными институтами и IT-специалистами из многих стран разрабатываются онлайн-карты распространения вируса (Health Map, Johns Hopkins и др.), приложения по доставке лекарств и еды. Для прогнозирования и определения динамики коронавируса используют технологии искусственного интеллекта и больших данных. Можно предположить, что в апреле и мае будет наблюдаться интерес к виртуальным технологиям, которые могу быть использованы, например, в образовательных целях.

В Беларуси, где на данный момент времени карантин не введен, для борьбы с заболеванием полагаются на компетенции работников здравоохранения, а цифровые технологии используются в информационном поле: Минздрав использует приложение в Telegram для информирования граждан, а 25 марта им же был запущен стрим, на котором студенты могли задать вопросы руководству Минздрава и Минобразования. Причиной его запуска, как отмечено на сайте БНТУ, стало большое количество информации о коронавирусе и сложность разделения «что из этого правда, а что – фейк». Таким образом, в белорусской действительности цифровые технологии направлены не столько на борьбу с вирусом, сколько на минимизацию фейковой информации о нем и коммуникационные практики с населением.

Тест на гибкость

Во время пандемии многие компании переводят своих работников на удаленную работу: Microsoft и Expedia отправили домой более 80% работников, количество таковых у Amazon, Uber, Facebook и Google варьируется от 35 до 75%. Командировки во время коронавируса заменены видеоконференциями, а для коммуникации внутри коллективов более активно используются мессенджеры и электронная почта.

Можно предположить, что переход на удаленную работу многих компаний возможен, в том числе, и благодаря высокой степени автоматизации, наличию необходимых цифровых компетенций у сотрудников, частой практикой использования цифровых технологий и, следовательно, большей гибкости их структурной организации. Конечно, переход компаний от одной формы организации работы к другой становится для руководства и персонала стресс-тестом, требующим немалых затрат и усилий, сопровождающимся сокращениями штата и убытками. Однако важно то, что благодаря средней или высокой степени оцифрованности механизм перехода на «удаленку» компании могут запустить, не прекращая своей деятельности.

Готовы ли белорусские компании в случае карантина перейти на дистанционную работу? По данным опроса РАБОТА.TUT.by 58% работодателей не отправляют сотрудников на удаленную работу ввиду специфики деятельности, подразумевающей обязательное присутствие человека в офисе, 25% – ввиду отсутствия необходимой материально-технической базы у сотрудников (хороший интернет, отсутствие ноутбука и другие причины). Вполне вероятно, что для работодателей и администраций многих учреждений уход на карантин будет скорее означать прекращение деятельности, нежели переход на «удаленку». По справедливому мнению специалистов из Центра новых идей, именно это обстоятельство является одной из причин нежелания политического руководства (и самих работодателей, на мой взгляд) уходить на карантин.

Таким образом, кризисную ситуацию, сложившуюся во время пандемии, следует рассматривать как тест на гибкость, который успешно проходят те компании, которые в большей степени оцифрованы. Белорусским компаниям и учреждениям следует сделать из этого выводы и осознать общеизвестный, но еще не понятый многими факт: цифровые технологии внедряются в том числе и для создания более гибкой структурной организации, позволяющей быстро адаптироваться к изменениям в социальной системе.

Обратная сторона автоматизации и контроля

Пандемия способна внести коррективы в две самые дискуссионные темы, касающиеся цифровизации: перспектива массовой безработицы в ходе автоматизации и проблема контроля. Что касается первой, заметим, что более автоматизированные предприятия при переходе на дистанционные формы будут терпеть меньше убытков, чем предприятия с большим штатом сотрудников. Получается, что сокращение штата и замена человека роботом, с одной стороны, позволяет минимизировать экономические потери во время карантина, а с другой – уменьшить количество заболевших в целом.

Ввиду этого у адептов автоматизации опыт пандемии может выступить в качестве весомого аргумента в поддержку интенсивного внедрения технологий искусственного интеллекта, а политические элиты и инвесторов со всего мира и вовсе вдохновить на рост вложений в данные технологии.

В таком случае, новых «зим искусственного интеллекта», часто сопровождавших технологии, в ближайшей перспективе ожидать не стоит, а вот трансформации в структуре занятости, в случае трактовки карантинного опыта как успешного, наверняка будут происходить.

Другая проблема, о которой часто говорят как исследователи цифровизации, так и общественность, касается политических и этических аспектов возможного использования технологий с целью контроля. В «мирное» время подобные практики обычно расцениваются как попытки нарушения прав человека, но во время пандемии они оказываются действенным способом проверки соблюдения изоляции, выявления заболевших и экстренного выхода на связь с человеком. Получается, что в условиях карантина большое обилие датчиков вокруг и доступность открытых данных даже необходимы, чтобы предотвратить рост заболеваемости. Сдвиги в этой дискуссии сулят трансформации в политических системах.

Информационная «пандемия»

Во время пандемии цифровое пространство заполняется большим количеством информации самого разного содержания. Наряду со статистическими данными о динамике заболеваемости и профилактическими разъяснениями о вирусе в интернете можно встретить немало фейковой информации, с которой во многих странах, в том числе и Беларуси, ведут борьбу.

Каким образом можно бороться с фейками, повсеместно сопровождающими нас в информационном поле? С одной стороны, уже используется ряд действенных механизмов: работа правоохранительных органов (а в Витебске даже есть опыт использования для этих целей кибердружины), профилактические мероприятия в учреждениях образования, призывы к поиску достоверной информации в СМИ и так далее. Но, несмотря на наличие данных механизмов, в реалиях пандемии снова становится актуальной проблема информационной культуры населения, которое видит в телеграм-каналах и твитах источники достоверной информации и безответственно распространяет их в виртуальном пространстве. Значительная часть пользователей интернета сейчас и вовсе дезориентирована в информационном поле.

Конечно, невысокий уровень информационной культуры можно свести к низкому уровню доверия к отечественным СМИ и целому комплексу проблем в информационной политике государства, но не стоит отрицать тот факт, что в направлении повышения уровня информационной культуры необходимо работать более системно.

Однако в белорусских реалиях можно увидеть и позитив в пертурбациях информационной среды: в условиях информационной «пандемии» Минздрав, как уже отмечалось выше, находит прямые пути взаимодействия с населением. Вынося за скобки своевременность и достоверность предоставляемой информации, заметим лишь, что подобные практики интересны не только с точки зрения информационной политики, но и с точки зрения концепции электронного государства. Взаимодействие населения и министерства показало, что эту концепцию можно (и нужно) реализовывать не только путем создания каких-либо порталов, но и достаточно простыми и эффективными способами: посредством социальных сетей, мессенджеров и других несложных цифровых решений, в том числе на базе уже существующих платформ. Именно такое взаимодействие (именно взаимодействие, а не односторонняя связь) сможет сделать электронное правительство в глазах граждан чем-то действенным и осязаемым.

Цифровое мышление

Создание роботов, которые выступают в качестве посредников между здоровыми и заболевшими, разработка приложений и прочие цифровые новации демонстрируют мышление людей в технологически развитых странах в нестандартных и кризисных ситуациях. Пожалуй, наглядным отличием между цифровой и не-цифровой страной как раз и является технологический способ разрешения определенной проблемы. Как демонстрирует опыт Китая, цифровые технологии во время пандемии сразу же были использованы в качестве «универсального инструмента». И это обстоятельство вызвано не только широкими возможностями, которые они способны предоставить, но и тем, что условно можно назвать цифровым мышлением, то есть стремлением и способностью решать ту или иную задачу именно посредством цифровых технологий.

Китайский опыт демонстрирует Беларуси, что IT-страна – это не только ряд принятых программных документов и постоянная риторика элит о цифровизации, но и способность абсолютно каждого человека – будь то чиновник, врач, учитель, строитель или кто-либо другой – видеть в цифровых технологиях инструмент решения определенной задачи.

Это также способность создавать подобные инструменты и умело пользоваться ими как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях. Именно в этом направлении должна двигаться белорусская система образования. При чем здесь необходимо не только направлять все усилия на подготовку нового поколения «айтишников», но и формировать цифровые компетенции (как умение не только обращаться с технологиями на пользовательском уровне, но и самостоятельно создавать цифровые продукты) абсолютно у всех граждан.

Очевидно, что люди с цифровым мышлением, приходя в любую сферу, будут приносить с собой и новые цифровые идеи, и конкретные цифровые продукты, способные постепенно делать наше общество все более оцифрованным и делать концепцию IT-страны реальностью.

Выводы

Опыт использования цифровых технологий подтверждает, что они являются действенным инструментом для решения той или иной проблемы: мобильные приложения помогают соблюдать карантинные меры, роботы выступают в качестве посредников, а средняя или высокая степень оцифрованности компании способствует ее переходу на удаленную работу. Отметим также, что это далеко не все возможные способы применения цифровых технологий.

Помимо этого, практика использования цифровых технологий в перспективе способна внести коррективы в весьма важные для современной реальности темы: проблему массовой безработицы и контроля. Апелляция к опыту карантина может стать весомым аргументом как сторонников тотальной автоматизации, так и сторонников повсеместного контроля за индивидом. Все вышеназванные обстоятельства предвещают рост вложений в новые цифровые решения (особенно в технологии искусственного интеллекта и робототехнику), ускорение процессов цифровизации и трансформационных процессов.

Для белорусских властей и IT-сектора карантин – еще один ракурс, позволяющий увидеть выгоды от цифровизации, расширить представление о цифровых технологиях как инструментах, посредством которых можно решать задачи различной степени сложности, а также обновить и скорректировать прежние стратегические документы, предусматривающие внедрение цифровых технологий во все сферы общества. Цифровизация в условиях карантинных мер должна стать стимулом к внедрению цифровых технологий, которые, как демонстрируют реалии, не только способны пополнить наш бюджет, но и помочь перестроиться, остаться на плаву во время потрясений.

Александр Косенков, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси