Найти тему

Теплоход "Армения" найден! Почему капитан судна не выполнил приказ Командующего? Что стоит за сенсацией.

Оглавление
Рында (корабельный колокол) теплохода "Армения"
Рында (корабельный колокол) теплохода "Армения"

Спустя 79 лет долгих лет закрыто ещё одно белое пятно нашей истории. Трагедия, по сравнению с которой меркнет даже гибель Титаника...

Корабль найден. И в том, что это именно он, нет уже практически никаких сомнений. Он лежит в Чёрном море, на ровном киле, на глубине 1500 метров, на своём последнем курсе - 220 градусов...

Но давайте по порядку.

Капитан "Армении" Владимир Плаушевский, 6 ноября 1941 года получил приказ выйти из Севастополя, зайти в Ялту, забрать людей и двигаться дальше на Туапсе.
В Ялту теплоход прибыл 7 ноября 1941 года, около 2-х часов ночи, и сразу начал погрузку.
У капитана был чёткий приказ - выйти из Ялты после 19 часов, после наступления темноты. Это было необходимо для обеспечения безопасности - ночью, в море, с выключенными огнями, корабль в то время обнаружить было очень сложно. Поэтому приказ был абсолютно логичен, и полностью учитывал реалии военного времени.

Так что же заставило капитана нарушить приказ, и выйти в море в 8 часов утра, уже засветло? Что и сделало корабль, по сути, лёгкой мишенью?

Этот вопрос и по сей день не даёт покоя исследователям...

Попробуем разобраться...

Говорят, что гибель "Армении" в Советском Союзе была засекречена, а дело о расследовании гибели "Армении" (Дело №19) было уничтожено ещё в 1949 году. Не знаю. Может быть. Но как уничтожить память?

Я родом из семьи потомственных моряков, поэтому разговоры о гибели "Армении" я слышал с детства.

По данным Русского географического общества, организовавшего поисковую экспедицию, судно было обнаружено на глубине полутора километров. Это практически максимальная глубина Чёрного моря, поэтому неудивительно, что "Армению" столько лет не могли отыскать...

Точное количество людей, находившихся на борту судна в его последнем рейсе, неизвестно — «Википедия» говорит, что, по разным оценкам, оно колеблется от 4,5 до 10 тысяч человек. Директор медицинского музея Севастопольского морского госпиталя Черноморского флота Александр Зубарев считает, что нужно говорить примерно о 6 тысячах.
«Мы делали расчёты, опираясь на общую площадь, которая могла быть занята людьми. Даже если поставить их повсюду, должно было получиться около 6 тысяч. Хотя в обычных условиях „Армения” должна была брать на борт 900–950 человек», — говорит он.
В статье, опубликованной на сайте РГО, говорится минимум о 7 тысячах.

Но в любом случае - это величайшая трагедия...

Теплоход "Армения"
Теплоход "Армения"

Одним из важных моментов, который удалось выяснить в ходе экспедиции, является результат изучения характера повреждений судна, от которых оно предположительно и затонуло. Так, все эти годы считалось, что "Армения" была потоплена торпедами, сброшенными с самолётов - торпедоносцев. Но исследования показали, что повреждения корабль получил от действий бомбардировочной авиации - разворочены надстройки, палуба, капитанский мостик...

Однако тут же нашлись скептики, которые усомнились, что это именно "Армения". Дескать, и рында слишком хорошо сохранилась, а ведь "должна была рассыпаться в прах", и курс какой-то странный - 220 градусов, "на Босфор", хотя от Ялты, места последнего захода судна, "курс на Новороссийск 87 градусов, на Туапсе 96". И это, мол, никак не совпадает с тем курсом, на котором навечно застыл корабль.

Скептикам отвечу - бронза ни в какой "прах" не рассыпается. Отчасти потому, что она просто долговечна, не подвержена коррозии и именно поэтому на морском дне до сих пор находят изделия из меди и бронзы, относящиеся к ранним векам нашей истории. Но главным образом потому, что глубины Чёрного моря ниже 200 метров заполнены сероводородом. А это отличный консервант.

А что касается "странного" курса, на котором до сих пор на ровном киле стоит судно, то тут ничего удивительного нет - при любой атаке корабль маневрирует. Оставаться на одном и том же курсе, когда тебя атакуют - это самоубийство. Об этом знает любой капитан судна и командир корабля.

Не понятным до конца остаётся одно: почему судно вышло из Ялты в 8 часов утра, нарушив приказ Командующего Черноморским флотом адмирала Октябрьского - не покидать порт до наступления темноты? При этом, сам Командующий отдание такого приказа, как и то, что приказ был однозначно услышан капитаном "Армении", в своих воспоминаниях подтверждает.
Мы знаем, что в условиях военного времени невыполнение приказа означает расстрел. Так что могло заставить капитана не испугаться даже смерти?...

Тут можно выдвинуть несколько версий:

  1. Корабль был переполнен, и просто не мог взять на борт больше людей, чем уже было там размещено, и смысла стоять в Ялте уже не было? Но в этом случае он мог просто отойти о причала и встать на рейд. Дожидаясь нужного времени. Это недостаточная причина.
  2. Может быть, капитану было невыносимо смотреть на страдания людей на берегу, которых он вынужден был бросить на произвол судьбы? Тоже вряд ли. На такие должности людей, слишком подверженных эмоциям, не назначают. Не до соплей. Так что тоже не вариант.
  3. А может, приказа ждать темноты всё-таки не было? Это крайне маловероятно - слишком много людей это подтверждают. Но даже если и так, то у капитана должна была быть своя голова на плечах. И он должен был сам понимать, что наилучшую защиту ему может обеспечить только ночь. И опять - не то.

Но у меня, как мне кажется, всё же есть этому объяснение. По свидетельствам очевидцев, не попавших на борт судна в Ялте (а это последнее место захода судна на территории Крыма), погрузка была закончена всего за несколько часов до того, как в Ялту вошли немцы.

Если опираться на это обстоятельство, то становится очевидным, что у капитана просто не оставалось времени держать судно в Ялте до вечера, и он ушел вынужденно, чтобы не дать фашистам захватить "Армению" прямо в порту.

Тогда капитан не мог знать, какая участь ждёт судно, людей, которых он пытался спасти, и его самого всего через каких-то три часа....

Теплоход "Армения"  в Ялте
Теплоход "Армения" в Ялте

Думаю, что окончательный ответ надо искать в архивах. В те времена нарушить приказ, как я уже говорил, было делом расстрельным, поэтому капитан обязан был сообщить о ситуации и получить "добро" на изменение графика. А раз так, то вполне возможно, что где-то в архивах находятся радиограммы, отправленные с судна, и ответы на них...

Есть ещё один очень важный свидетель - вахтенный журнал. По традиции, все записи в вахтенном журнале ведутся карандашом, грифель которого сделан из настоящего графита. Для тех, кто не знает, поясню, почему это важно - графит не смывается морской водой, а бумага в морской воде не растворяется. Поэтому можно быть уверенным в том, что записи вахтенного журнала и сейчас существуют, и находятся в состоянии, удовлетворительном для прочтения.
И записи о получении приказа от командующего, об окружающей обстановке, о действиях экипажа, о любых изменениях в поставленной задаче, В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ СКРУПУЛЁЗНО заносятся в вахтенный журнал.
Говорят, что судно затонуло за 4 минуты. Значит, последней записью в вахтенном журнале должна быть запись "Атакован самолётами противника. Получил повреждения"...

Вахтенный журнал наверняка там, на дне, и готов окончательно раскрыть тайну гибели "Армении"...

Как заявили в Русском географическом обществе, экспедиция вряд ли будет продолжена. Все эти годы поиски велись, по большому счету, с одной целью - найти место гибели тысяч наших людей. Судно найдено, и в этой истории поставлена точка.

По выражению самих исследователей, дальнейшее проведение работ на теплоходе - неэтично по отношению к памяти погибших. Тем более, что дальнейшее изучение, по сути, не откроет нам никаких тайн, ради которых стоило бы тревожить прах погибших. Соглашусь с этим.

Но я считаю, что вахтенный журнал всё же должен быть поднят. Те, кто занимался поисками, не могут не понимать его огромную ценность и значение для нашей истории, для окончательного выяснения событий того времени, связанных с величайшей морской трагедией, являющейся одним из множества преступлений, совершенных фашистской Германией и её союзниками...

И в конце концов, для окончательного ответа на вопрос: Почему капитан "Армении" не выполнил приказ Командующего Черноморским флотом адмирала Феликса Октябрьского о выходе из Ялты только с наступлением темноты?

Кадр из фильма "Сокровища погибшего корабля"
Кадр из фильма "Сокровища погибшего корабля"

И вот ещё какой момент меня заинтересовал в этой истории, связанный уже непосредственно с работой поисковиков:

Опознание судна, позволившее подтвердить, что это действительно "Армения", проводилось в основном по материалам снятого в 1935 году художественного фильма с участием теплохода - «Сокровища погибшего корабля», Ленфильм.

Друзья, подобные исторические находки очень часто распознаются по случайным снимкам. Фотографируйте, снимайте видео, и как знать - может быть, именно ваши материалы станут основой для какого-то исторического исследования?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Если понравилось - ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал!