Найти тему
Влад Тодов

Как я стал абазином (ч.I)

рассказ пенсионера)

Недавно приходит моя внучка ко мне в гости и говорит мне:

«Дедушка, почему скучаешь?»

- А что делать, Машенька? Возраст такой – полагается скучать. Вы, молодые, заняты своими делами, а мои дела давно ушли в область преданий. Я даже начинаю сомневаться, а были ли эти счастливые годы?

- У тебя дедушка столько интересных рассказов о своей юности и молодости, что можно повести и романы сочинять.

- А кому они интересны, внученька?

- Всем они интересны! Вот, например, существует в Яндексе канал. Называется «ДЗЕН». Вот возьми и тисни туда воспоминания.

Сказала и убежала. Коза! Люблю её без памяти. А сам думаю: «А что, если напишу в этот самый ДЗЕН? Наверно там буддисты собрались. Ну и что же – буддисты мудрые люди».

Так ко мне пришла идея написать, как я стал абазином.

Мне в этом году сравнялось ровно 84 года. Родился я в Питере, на Мойке. В сорок первом году, в декабре нас питерских мальчишек и девчонок привезли на Северный Кавказ, в Черкесию. Нашу группу сопровождала очень добрая женщина – Валентина Ивановна Москвина, никогда её не забуду.

Трёх девчонок и меня расселили в ауле Эльбурган. Он находится на Малом Зеленчуке, в его верховьях. От недоедания я ослаб и еле передвигался. Наконец мы с тётей Валей пришли в дом двух старых абазин – Бибардовых – его звали Селим-Гери, а старушку Сакенат.

Бабушка Сакенат села на корточки, посмотрела на моё исхудавшее личико и взяв своими шершавыми руками меня за головку проговорила:

- Ай, спсы япшу, счкун шкокуа хуц! (Ай, душа моя. мой беленький мальчик) и на её шершавом изборождённом морщинами лице изобразилось чувство великой жалости. Она обняла меня и поцеловала. Потом она сказала тёте Вале: «Я его буду взят. Как зват мальщыкь»? - Витя – проговорила тётя Валя и передала бабушке какие-то бумаги. Она показала место в метрике, где были указаны мои эпонимы – Карелин Виктор Иванович, 1936 года рождения, русский.

- Ми его будем зват Сагит. Мой мальчик Сагит погиб Брест.

Тётя Фаина осмотрела более чем скромный домик Бибардовых и ушла. С тех пор я её не видел, но помню до сих пор. (продолжение следует)