Доброго времени суток, уважаемые читатели! Продолжаю делиться с Вами важной информацией по финансовой грамотности. Подписываетесь на канал, чтобы НЕ пропустить очередную интересную статью! ⚡
В процессе своей жизнедеятельности частная компания может решить стать публичной и предложить свои акции широкому кругу инвесторов, т.е. провести так называемое IPO (Initial Public Offering). В результате этого процесса компания привлекает денежные средства инвесторов и имеет возможность направить их на своё дальнейшее развитие, а инвесторы получают акции компании, ожидая увеличения её прибыли и прироста стоимости акций.
Подобный процесс также называют эмиссией, а компанию – эмитентом.
С момента проведения IPO акции компании начинают торговаться на бирже, где любой участник торгов – клиент брокерской компании – может приобрести бумаги на свой брокерский счёт. Таким образом, можно сказать, что ликвидность компании кратно увеличивается, в связи с чем увеличивается и стоимость её акций. И именно здесь у частных инвесторов возникает вопрос – каким образом можно приобрести акции ДО выхода на IPO, чтобы потом заработать, продав их по возросшей цене, когда компания уже станет публичной.
Основные требования размещения акций
Стоит отметить, что IPO может провести акционерное общество открытого типа, так как закрытое акционерное общество юридически не может взять и продать часть своих акций сторонним инвесторам. Если же компания вообще не является акционерным обществом, то о проведении IPO в принципе не может быть речи – при подобной организационно-правовой форме ведения бизнеса эмиссия ценных бумаг не проводится. Таким образом, чтобы провести IPO, компания должна пройти процедуру реорганизации и стать акционерным обществом, что подразумевает возможность приобретения её акций третьими лицами.
Здесь стоит напомнить, что рынок ценных бумаг можно разделить на биржевой (организованный рынок, на котором сделки по ценным бумагам происходят на биржевых торгах по чётко сформулированным правилам) и внебиржевой (по сути, рынок частных сделок контрагентов).
Инвесторы, желающие купить акции компании, могут попробовать приобрести их у текущих владельцев частным образом – по договору купли-продажи с оформлением акта приёмки-передачи ценных бумаг и осуществлением соответствующей записи о новом владельце в депозитарии.
Назвать данную процедуру простой проблематично. Текущие акционеры могут не захотеть продавать свои пакеты, ликвидность таких сделок крайне низкая, плюс у сделки могут возникнуть различные осложнения. Хотя, конечно, в случае последующего проведения компанией IPO стоимость приобретённых таким способом акций может возрасти кратно и продать их будет просто – достаточно зачислить эти акции на брокерский счёт и осуществить их продажу на биржевых торгах.
Помимо организационно-правовой формы, компания, желающая провести IPO, должна начать публиковать отчётность по МСФО (международным стандартам финансовой отчётности) и пройти аудиторскую проверку, а также быть готовой к информационной открытости, что в большинстве случаев и отпугивает представителей российского бизнеса от проведения IPO.
Этапы IPO
В процессе проведения IPO можно выделить три этапа – подготовка, проведение и последующее сопровождение. IPO – это процедура весьма длительная и дорогостоящая, может затянуться в срок до года. Компания, решившая стать публичной, организовывает своё IPO не самостоятельно, а приглашает представителей инвестиционных банковских подразделений, так называемых андеррайтеров, которые будут помогать проводить данную процедуру за комиссионное вознаграждение (которое может быть оплачено не только деньгами, но и акциями – форма оплаты оговаривается отдельно). С данного действия и начинается этап подготовки IPO. Далее консультанты андеррайтеров помогают компании сформировать инвестиционный меморандум, в котором прописывается доля бумаг для публичной продажи, тип акций, биографии руководства, её текущие акционеры, предполагаемая дата IPO, а также прикрепляется финансовая отчётность (прошедшая проверку сторонней организации – аудитора). И этот документ регистрируется в надзорном органе – Банке России.
Далее начинается самое интересное – второй этап. Дело в том, что на продаваемый пакет акций нужно найти покупателей. Начинается т.н. Road Show, в котором компания и андеррайтеры организовывают встречи с инвесторами, причём с крупными инвестиционными фондами – потенциальными покупателями акций. В рамках данных встреч представители компании рассказывают о потенциале развития и о перспективах компании, стараясь заинтересовать потенциальных покупателей. Причём компания старается найти якорного инвестора, т.е. инвестора, который изъявит желание к приобретению крупного пакета размещаемых акций. В форме подобного рода встреч и появляется определённость в отношении реализации акций на предстоящем IPO.
Затем компания выбирает биржу для размещения и организации последующих торгов акциями. Причём российские компании могут размещаться не только на Московской бирже, но и на зарубежных площадках. Так, многие российские компании осуществляли IPO на Лондонской бирже и других знаменитых мировых биржах, например, NYSE, NASDAQ, но проведение таких IPO является весьма дорогостоящей процедурой и осуществить её могут только действительно крупные компании. Причём андеррайтеры могут тоже купить акции размещаемой компании до выхода на IPO по более низким ценам.
Существует возможность оставить свою заявку на приобретение акции у андеррайтера, осуществляющего процесс размещения.
Далее следует само IPO, в процессе которого компания продаёт на выбранной биржевой площадке свои акции инвесторам. Причём зачастую на приобретавших в ходе IPO инвесторов распространяется правило о запрете на продажу акций в течение определенного срока (часто этот срок равен 90 дней). После размещения акций их ликвидность увеличивается, вследствие чего может возрасти и цена. А компания получила денежные средства за реализованные акции, которые сможет направить на дальнейшую экспансию отрасли, что опять-таки позитивно для стоимости её акций. А уже после IPO начинается этап сопровождения, в рамках которого андеррайтеры могут предложить теперь уже публичной компании подумать о том, чтобы принять меры для включения акций в биржевые индексы, что, в свою очередь, способно увеличить круг инвесторов для проведения как дополнительных эмиссий, так и для выпуска облигаций.
Таким образом, можно сказать, что приобретение акций до IPO может быть весьма прибыльной инвестицией, но осуществить её можно либо на внебиржевом рынке, либо у андеррайтеров, занимающихся организацией IPO.
_________________________________
Читайте также ТОП-5 статей канала:
Желаю удачных инвестиций!
«Не знаешь с чего начать инвестировать? - Начни с меня!»