Специалисты в международных отношениях неоднократно предрекают кардинальные изменения в международной расстановке сил. Одни связывают темпы распространения вируса с крахом европейской и американской демократических систем, приводя в пример успех авторитарного Китая в борьбе с новой заразой. Относительную эффективность можно проследить на фотографии ниже:
Другие смотрят на проблему с точки зрения экономики, говоря уже о потерях малого бизнеса и о росте популярности сферы интернет-интертеймента. Если первые забывают о крайней эффективности либеральной Южной Кореи, которая поборола вирус за кратчайшие сроки, то вторые - об огромных репутационных издержках таких компаний, как Disney. Напомним, что последняя, уволив 100 тысяч своих сотрудниках, не стала рисковать премиями своих руководителей.
Автор текста хочет взглянуть на проблему с другой стороны. На мой взгляд кризис лишь ускорил процессы, развитие которых началось еще в начале нулевых. Тогда большая открытость мира, развитие интернета, появление аутсорсинга и тп. дали импульс процессу "выравнивания" мира. Многие страны получили толчок к развитию, а многие люди стали попросту жить лучше. Мир начал становиться плоским, о чем и писал Т. Фридман в одноименной книге. Сейчас же, попав в одну беду, осознав всю ответственность, мы стали ближе, хотя и находимся далеко друг от друга. Мир все еще продолжает выравниваться, нивелируются возможности, сглаживаются противоречия. Наши возможности также выровнялись - мы начали жить хуже. Мир стал более космополитичным, все без исключения стали думать об одном - как справиться с кризисом.
Сейчас мы начинаем понимать насколько действительно ценим друг друга, насколько сильно нам нужна поддержка в реализации в том числе глобальных целей. Сомневаюсь на счет структурных изменений в политике и экономике, но я лишь надеюсь, что мы еще долго не забудем тяжесть перенесенных испытаний, ставших проверкой для межличностных отношений. Они определенно дали нам возможность подумать.