Найти тему
код города #495

Айя-София: собор, мечеть, музей.

За две с половиной тысячи лет Стамбул многое повидал. Он хранит память о Византийской, Римской и Османской империях. Он сменил несколько имён. И если вы хотите увидеть этот калейдоскоп древних культур в одном месте, вам надо в Музей Айя-София.

Ну что, идём удивляться?:)

Это уникальное здание тысячу лет было православным собором, пятьсот лет – мечетью, а последние 85 лет это музей.
Это уникальное здание тысячу лет было православным собором, пятьсот лет – мечетью, а последние 85 лет это музей.
Византийский собор

Деревянные базилики строили на этом месте ещё с 4-го века. Но все они стояли недолго – то пожар, то восстание. Императору Юстиниану это дело, в конце концов надоело, и он решил построить собор, который бы прославил величие Византийской империи в веках.

Юстиниану это удалось. Храм торжественно открыли в 537 году. На дворе 21-й век, а мы пришли восхищаться византийской архитектурой.
Юстиниану это удалось. Храм торжественно открыли в 537 году. На дворе 21-й век, а мы пришли восхищаться византийской архитектурой.

Собор возводился с небывалой роскошью и размахом. В отделке использовали золото, серебро, слоновую кость. Мрамор свозили со всей Турции и даже из Египта.

Чтобы получить такой зеркальный узор, мрамор как-то умудрялись распилить на тонкие пластины, которые раскрывали, как книгу. Так отделаны полы и часть стен. Добивались эффекта "льющейся воды"- чистой, и живой, как религия.
Чтобы получить такой зеркальный узор, мрамор как-то умудрялись распилить на тонкие пластины, которые раскрывали, как книгу. Так отделаны полы и часть стен. Добивались эффекта "льющейся воды"- чистой, и живой, как религия.
Египетский мрамор - золотистый, полупрозрачный. На одной из плиток здесь видят лик Девы Марии. Я ничего не увидела, кроме носатого профиля какой-то злостной тётки.
Египетский мрамор - золотистый, полупрозрачный. На одной из плиток здесь видят лик Девы Марии. Я ничего не увидела, кроме носатого профиля какой-то злостной тётки.

Из Эфеса везли колонны зелёного мрамора,

Колонны из храма Артемиды, Эфес, 3 век до н.э.
Колонны из храма Артемиды, Эфес, 3 век до н.э.

из Рима – порфировые.

Порфир - камень вулканического происхождения. Эти колонны из храма Солнца в Риме.
Порфир - камень вулканического происхождения. Эти колонны из храма Солнца в Риме.
Галереи верхнего этажа. Всю эту красоту сотворили в 6-ом веке!
Галереи верхнего этажа. Всю эту красоту сотворили в 6-ом веке!
Фрески на потолке верхней галереи. Туристов столько, что приходится стоять в небольших очередях за хорошими кадрами:)
Фрески на потолке верхней галереи. Туристов столько, что приходится стоять в небольших очередях за хорошими кадрами:)

В течение почти 1000 лет в стенах Собора Святой Софии вершилась история Византийской империи. Императоры вступали на царство и увековечивали себя в мозаиках на стенах. Иконоборцы эти мозаики уничтожали, а крестоносцы грабили алтарь и уносили накопленные веками богатства.

Место, где проходила церемония коронации. На этих кружках стояли будущий  Император и настоятель Собора.
Место, где проходила церемония коронации. На этих кружках стояли будущий Император и настоятель Собора.

Именно в Софии в 1054 году произошел раскол христианской церкви на Православную и Католическую.

Это Омфалион - "пуп Земли". Я так понимаю, что-то вроде "нулевого километра". Насчёт Земли не знаю, но для Византии София точно была значимым местом. Смысл и значение этих разных по размеру и цвету кругов до сих пор не разгаданы.
Это Омфалион - "пуп Земли". Я так понимаю, что-то вроде "нулевого километра". Насчёт Земли не знаю, но для Византии София точно была значимым местом. Смысл и значение этих разных по размеру и цвету кругов до сих пор не разгаданы.
Османская мечеть

В 1453 году турки завоевали Константинополь. Султан Мехмед II был поражён красотой Собора примерно как мы, и пожелал сделать его главной мечетью. Собор Святой Софии теперь стал Айя-София.

За именем сменился и облик.

Изображение Иисуса Вседержителя на куполе закрасили; вместо него появился медальон с главной сурой (стихом) Корана.
Изображение Иисуса Вседержителя на куполе закрасили; вместо него появился медальон с главной сурой (стихом) Корана.
Алтарь исчез; вместо него появились михраб и минбар.
Алтарь исчез; вместо него появились михраб и минбар.

Михраб - это ниша в стене, которая указывает направление на Мекку - главный город для мусульман. Все молящиеся должны быть обращены в эту сторону.

Считается, что свечи по бокам михраба были подарены Сулейманом Великолепным.

В нише молится имам - тот, кто ведёт молитву.
В нише молится имам - тот, кто ведёт молитву.

Минбар - что-то вроде кафедры в мечети, с которой имам произносит проповедь.

Имам никогда не поднимается по ступенькам до самого верха из уважения к Пророку Мухаммеду.
Имам никогда не поднимается по ступенькам до самого верха из уважения к Пророку Мухаммеду.

В 16 веке стало понятно, что здание "сползает" под тяжестью купола. Софию укрепили контрфорсами (что сделало её облик "тяжёлым" снаружи) и пристроили четыре минарета, которые тоже послужили стабилизаторами конструкции.

Тогда же рядом с мечетью начали возводить тюрбе (усыпальницы) султанов. Это тюрбе Мурада III и Селима II; по бокам светлые глыбы контрфорсов. Вдалеке видна Голубая мечеть. В неё мы тоже пойдём как-нибудь :)
Тогда же рядом с мечетью начали возводить тюрбе (усыпальницы) султанов. Это тюрбе Мурада III и Селима II; по бокам светлые глыбы контрфорсов. Вдалеке видна Голубая мечеть. В неё мы тоже пойдём как-нибудь :)

Сосуд эллинистического периода (4 в. до н.э.) был привезён из Пергама в 16 веке.

В кувшине сделали что-то вроде краника, как на самоваре. По праздникам молящимся из этого сосуда наливали щербет. Да-да, когда-то деревья были большими, а щербет можно было пить :)
В кувшине сделали что-то вроде краника, как на самоваре. По праздникам молящимся из этого сосуда наливали щербет. Да-да, когда-то деревья были большими, а щербет можно было пить :)

В 19 веке на стенах мечети появились круглые медальоны, обтянутые кожей. На них позолотой выведены имена Аллаха, Пророка Мухаммеда, и четырёх его последователей.

Диаметр каждого медальона - 7,5 метров!
Диаметр каждого медальона - 7,5 метров!

Тогда же, в 19-м веке, в ходе реставрации на стенах мечети были обнаружены фрески и мозаичные изображения, которые несколько веков были замазаны штукатуркой.

В мечетях запрещено изображение образов людей и животных. Благодаря этому сегодня мы можем любоваться мозаикой 9-12 века!

Музей

Айя-София стала музеем в 1935 году, по решению первого президента Турецкой республики Мустафы Кемаль Ататюрка.

Это единственный случай, когда в исламской стране столь почитаемую мечеть лишили религиозного статуса. Зато теперь мы видим Богородицу с младенцем Иисусом, парящих над михрабом! Такая "встреча" возможна только в стенах музея.
Это единственный случай, когда в исламской стране столь почитаемую мечеть лишили религиозного статуса. Зато теперь мы видим Богородицу с младенцем Иисусом, парящих над михрабом! Такая "встреча" возможна только в стенах музея.
Мозаика Иисус, Богоматерь и Иоанн Креститель. О мозаике Святой Софии будет отдельная публикация.
Мозаика Иисус, Богоматерь и Иоанн Креститель. О мозаике Святой Софии будет отдельная публикация.
-20

Помимо реставрации возле музея вели археологические раскопки и обнаружили элементы древнего храма.

Находки выставлены под открытым небом. А на переднем плане - стамбульская весна :)
Находки выставлены под открытым небом. А на переднем плане - стамбульская весна :)

Первое знакомство с музеем Айя-София состоялось! Настало время нам прогуляться по его внутренним и подземным пространствам, чтобы узнать интересные легенды и тайны.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!

Ещё можно погулять по Стамбулу - начало, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, транспорт, морская прогулка.

Или совершить путешествие во времени, гуляя по дворцу Топкапы - часть 1, часть 2, часть 3, Гарем, Дворцовые кухни.