Найти в Дзене
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ

Как мы одомашнили животное. Историческая часть

Оглавление

Если у вас есть домашнее животное, есть шанс, что вы оказались прижатыми на месте спящим пушистым спутником больше, чем в отдельных случаях. Вы когда-нибудь останавливались, на мгновение, и задавались вопросом, какого черта они там делают? Не о том, как тебя покорили блюдцевидные глаза и мокрый нос, а о том, как мы в конце концов оказались с животными, живущими в наших домах (и спящими на коленях), для начала?

Различные технологические революции породили волны изменений, которые изменили траекторию эволюции человека, но ни один из них не изменил Homo sapiens так окончательно, как одомашнивание растений и животных и появление сельского хозяйства 12 000 лет назад. Вся основа современного общества и цивилизации - государства и группы людей, живущих вместе тысячами и миллионами, - построена на общей заинтересованности человечества в том, чтобы не тратить день на поиски пищи.

Одомашненные зерновые и злаковые - культуры, когда-то собранные в дикой природе, которые мы разводили для того, чтобы выращивать, где и как мы хотели их выращивать, - очевидно, были большой движущей силой в этом переходе от охоты и собирательства. Но одомашненные животные, то есть домашний скот, тоже были. И нетрудно понять, почему у людей сложились такие сложные симбиотические отношения с этими существами: нам это было выгодно. Одомашненные животные снабжали человека мясом, молочными продуктами, кожей, шерстью, видами транспорта, пахоты и военной мощи и даже удобрениями. Но как именно нечто столь непрактичное, как смокинг кошки, пришло к вам на утро, чтобы провести утро, валяясь у вас на морде?

Что значит быть одомашненным?

Прежде чем Пушина смогла начать какать в лоток, ее особи должны были быть одомашнены. Существует заметная разница между одомашненным и просто прирученным животным. Укрощенное животное было обучено проявлять дружелюбное к человеку поведение, но одомашненное животное прошло эволюционный путь, измененный в соответствии с человеческими потребностями. Бесчисленные десятки животных были и продолжают быть прирученными, но гораздо меньше из них были одомашнены. В своей книге "Оружие, микробы и сталь", удостоенной Пулитцеровской премии, географ и антрополог, Джаред Даймонд описывает одомашнивание как таковое:

"Одомашненное животное считается, если оно родилось и выросло в неволе, таким образом отречено от своих диких предков. Для жизни с людьми. Которые заботятся о его питании и контролируют размножение питомца"

Это довольно сухой способ сказать, что, по сути, одомашненное животное генетически отличается от своего дикого собрата; в то время как одомашненное животное только что научилось определенному поведению. Укрощенный шимпанзе воздерживается от того, чтобы перекапывать какашки, потому что он научился этого не делать. Но если у шимпанзе в дикой природе есть ребёнок, лучше поверить, что какая-то какашка полетит.

Слоны, например, использовались в качестве военных машин в древние времена и до сих пор используются в качестве рабочих животных в Юго-Восточной Азии. Но они приручены, а не одомашнены. Каждый слон, которого вы видите, обдирающим людей или таскающим бревна, это, как говорит Даймонд, "просто (дикий) слон, которого поймали и приручили".

Одомашненные животные также выделяются своим внешним видом. Многие виды изменились в размерах, окраске и форме благодаря поколениям селекционного разведения. Логично, что животные эволюционируют, приспосабливаясь к окружающей их среде - даже когда эта среда находится на коленях у человека. "Бишон Фризе, дико живущий в Монголии, не очень хорошо справляется со своей задачей", - говорит биолог Адам Бойко из Корнелльского университета.

-2

Как это происходит?

Указал ли древний человек на особенно симпатичного волка и объявил ли он, что наши два вида навсегда останутся лучшими бутонами? Скорее всего, нет. Но по мере развития естественных отношений между человеком и другими животными в дикой природе, наша эксплуатация их уникальных навыков положила начало процессу одомашнивания. Жан-Дени Винь, директор по исследованиям Французского национального центра научных исследований в Париже, объясняет эту трансформацию как "особо сильное экологическое взаимодействие между человеком и видом, впоследствии усиленное человеческим умыслом".

Это означает, что люди и другие животные часто пересекали пути и симбиотически строили средства к существованию друг вокруг друга - как это часто делают многие виды в дикой природе. В какой-то момент во время этих взаимоотношений люди осознали преимущества того, что эти существа окружают их, и приняли активное участие в их содержании. Таким образом, гигантские орудия одомашнивания стали поворачиваться. "Путь одомашнивания действительно отличается от одного вида к другому, но можно сказать, что общие тенденции всегда одни и те же", - говорит Винь.