В древности, еще до всех существующих ныне и ушедших в прошлое культов, люди поклонялись силам природы. Солнце давало им тепло и дневной свет, а луна освещала землю ночью. Молния била с небес и давала людям огонь, на котором они готовили пищу и которым отпугивали зверей. С течением времени из–за сакральности и иерофанности природных явлений стали появляться культы разных сил природы. Позже люди учатся разводить огонь самостоятельно, не дожидаясь, когда молния ударит в самое высокое дерево на острове. Умение разводить костер и добывать огонь также считалось чудом. И позже из компонента окружающей среды, из всего, что так впечатляло людей, из культов солнца, луны, неба и прочих природных сил появляются боги. Богам люди приписывают предназначения и наделяют их особыми силами.
О скандинавских богах, в сравнении с греческими, мы не знаем почти ничего. С одной стороны, это плохо, ведь информация о богах и мифология помогает нам составить более полную картину мировосприятия того или иного народа. С другой стороны, когда та или иная мифология обретает слишком большую популярность среди массовой культуры, в мифологии появляются разночтения и нестыковки. Греческая мифология слишком перенасыщена информацией и порой даже у одного и того же автора встречаются разные мнения о происхождении богов и их предназначении. Например, Гесиод в «Теогонии» пишет, что Геката – это дочь Эреба и Нюкты. Таким образом, она является хтоническим (древним) божеством. В то же время в произведении «Список женщин» у того же автора написано, что Геката – это переродившаяся Ифигения, которую отец принес в жертву для победы над троянцами. Становится очевидно, что миф про перерождение Гекаты из Ифигении – это очень поздний миф, потому как культы женщин в Греции появились довольно поздно относительно всех остальных. Именно из – за недостатка информации о скандинавской мифологии, хотелось бы поговорить о богах скандинавского пантеона и их предназначении.
Все, что мы знаем о скандинавских богах, мы знаем из текстов старшей и младшей Эдды. Чтобы понимать процессы, происходящие в скандинавском эпосе, необходимо принять тот факт, что время у богов идет по – другому. Бог становится покровителем чего – то только после каких – то свершений. Но достичь этих свершений он смог только потому, что он является богом. Время у богов циклично и логику течения времени, в привычном нам понимании, стоит отринуть, чтобы понять, что происходит на самом деле. Также стоит отметить, что в скандинавском язычестве есть четкая градация божеств, но при этом их назначение крайне приблизительное. Ниже приведена информация о некоторых из них.
Йотуны – древние гиганты:
-Кари — великан, отождествляемый с ветром.
-Снэр — великан, отождествляемый со снегом.
-Вафтруднир — великан, состязавшийся с Одином в мудрости.
Ваны – божества природных процессов:
-Ньёрд — бог плодородия, ветра и морской стихии.
-Фрейр — бог лета, урожая, богатства и мира.
-Фрейя — богиня любви и красоты, дочь Ньёрда.
-Гулльвейг — злая колдунья, послужившая причиной войны асов и ванов.
Асы – божества человеческих и социальных процессов.
-Тюр (Týr) — в германо-скандинавской мифологии однорукий бог чести и войны.
-Один, или Вотан (Wōđanaz) — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов. Также считается богом экстатических состояний.
-Тор— в скандинавской мифологии один из асов, покровитель воинов. (ошибочно считается богом молний)
-Ве — скандинавский бог, один из трех братьев-богов (Вили, Ве и Один), создавших Мидгард, мир людей.
В итоге можно выделить несколько ключевых особенностей скандинавских божеств и их предназначений:
1. О скандинавских богах сохранилось крайне мало информации. Большая часть информации, которую мы можем видеть в массовой культуре - ошибочна.
2. Невозможно выявить четкую последовательность событий в скандинавском эпосе, потому что время у богов идет иначе. Процессы в эпосе безвременны.
3. В скандинавском язычестве присутствует четкая градация божеств по силам, над которыми они покровительствуют (Хтонические гиганты, божества природных процессов, божества социальные). Но при этом назначение самих богов крайне приблизительное и нечеткое.(Один – бог экстатических состояний. Ярость воинов – экстатическое состояние. Но с другой стороны, Тор является покровителем воинов. То есть, воин, впавший в ярость, находится под покровительством Одина. А воин, сражающийся не в экстатической ярости, под покровительством Тора).
4. Мировоззрение древних скандинавов было отличным от других древних народов. К своим песням и мифам они относились, скорее, как к философским повестям и сказкам, наполненным мудростью. Даже совершая обряды, они осознавали, что это делается для приобретения уверенности в деле, а не для задабривания богов.
Самые распространенные заблуждения и интересные моменты скандинавской мифологии:
· Тор не является богом грома и молний. Он фактически не может им являться, так как он ас, а не ван и силы природы ему неподвластны. Молнии мечет не тор, а его молот Мьёльнир, который выковали для него гномы.
· Один не бог мудрости. Один – покровитель людей, впадающих в экстатические состояния. Поэтов, яростных воинов, музыкантов, любовного экстаза и т.д.
· На самом деле трикстером в скандинавской мифологии является Один, а не Локи. Один, в отличие от Локи, обманывает людей и подшучивает над ними не из корыстных побуждений, а просто потому что ему это нравится. Он не имеет злого умысла и даже говорит в одной из песен: «Ты был так глуп, что доверился Одину? Один хотел лишь посмеяться». Локи в свою очередь является персонажем, в котором противодействуют доброе и злое начало.
· Магия считалась исключительно женским занятием. Если мужчина хотел вызвать духов, но рядом не было женщины, он сам переодевался в женские одежды, чтобы обмануть духов и совершить ритуал. Чаще всего магией занимались мужчины, которые не хотели воевать, поэтому они осмеивались и считались недостойными.
· Существует песнь о том, как Один похитил у одного из гигантов мед поэзии. Пока Один летел с этим медом в Асгард, он проглотил часть мёда и испражнился им на землю. Тот мед, который он донес до Асгарда, он также передал на землю. Разница была лишь в том, что мед с испражнениями вкусили плохие поэты, а мед, которые Один передал собственноручно вкусили хорошие поэты.(Собственно поэтому одни поэты стали плохими, а другие хорошими).
Стоит отметить, что в скандинавской мифологии огромное количество шуток и сатиры. Например, песнь «Перебранка Локи» - это полностью юмористическая песнь.