Найти тему
Марина Ларионова

ВИРУС НЕОГРАНИЧЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА

Сегодня представляю вниманию читателей свою научную статью, опубликованную в сборнике материалов к научно-практической конференции СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ в 1997 году.

В это время я была аспиранткой кафедры политологии этого ВУЗа и писала диссертацию об экологии и политике.

Недавно наткнулась на сборник и удивилась, во-первых, насколько статья актуальна сегодня, а во-вторых, что жизнь моя с тех пор двигалась в направлении заданном в статье, которая называлась:

НРАВСТВЕННОСТЬ И ЭКОЛОГИЯ

1996 год

Политические деятели охотно рассуждают о несовместимости политики и морали, потому что для них это своего рода алиби.

Претензии правящих кругов быть в своей деятельности вне этики опасны тем, что лишают государство надежного ориентира в историческом потоке. Ведь там, где бессильны науки, политический и экономический расчет, именно нравственность позволяет наметить путь, найти выход, открыть новый горизонт.

Нравственность - это концентрированный исторический опыт общества, полученный в результате длительного общения людей между собой.

Этот опыт позволяет найти наилучшие формы решения возникающих проблем. Отклонения от нормы нравственности под влиянием идеологических, экономических соображений, из учета национальных интересов, как правило приводят к губительным результатам.

Роль моральной платформы нации важна и тем, что наука не в состоянии просчитать складывающиеся ситуации дальше, чем на один-два шага вперед.

Нравственность - мощная консервативная сила, обеспечивающая незыблемость общественных устоев. Она создает социальный механизм, который предупреждает слишком крутые повороты, радикальные перемены. Прежде чем согласиться с нововведением, общественное сознание сверяет его с традициями справедливости и человечности и отвергает то, которое не соответствует им.

И наоборот, то, что соответствует нравственным принципам, в конечном счете торжествует, несмотря на сопротивление.

Нравственный кодекс дополняется сводом законов, которые расширяют народное представление о справедливости и вводят властный механизм социального поддержания нравственности, правовых и религиозных норм, без соблюдения которых народ был бы обречен на гибель.

Сфера действия морального кодекса расширяется и сегодня охватывает не только семейные, национальные отношения, но и экологические, причем на межгосударственном уровне, поскольку проблема экологического кризиса приобрела общепланетарный характер. Под угрозу поставлено основное право человека - право на жизнь, достойное существование.

К концу ХХ века человечество подошло к осознанию важности проблемы взаимодействия природы и общества в их глобальном измерении. Очевидно, что с помощью одних запретов проблему не решить, требуется осознание каждым необходимости изменений. Говоря словами Махатмы Ганди: «Мы должны изменить себя, чтобы изменить мир».

Экологическая ситуация требует отказа от принятых на Западе стандартов потребления. Сейчас в год на каждого жителя развитых стран приходится более 20 тонн промышленных и прочих отходов, более 200 млн. тонн окислов серы и азота, миллион тонн углерода, причем, по данным генерального директора ЮНЕСКО Ф.Майора, 20% населения мира (граждане Запада и некоторых новых индустриальных стран) потребляют 80% его ресурсов.

Катастрофа, к которой мы приближаемся, давно бы уже наступила, если бы жители планеты потребляли бы столько же энергии, сколько жители развитых стран Запада, если бы повсюду накапливалось столько же мусора, а в атмосферу выбрасывалось столько вредных веществ.

Таким образом, универсализация принятых на Западе жизненных стандартов (стандартов потребления), ведет к экологической катастрофе, и значит их нельзя считать моральными и необходимо от них отказаться.

Чтобы достичь желаемого, нужны радикальные изменения в категориальной системе ценностей. Смысл добродетели должен измениться и соответствовать новой цели - уменьшению антропогенного воздействия на биосферу (экологическая безопасность), в отличие от ныне действующего - «экономический рост любой ценой».

Вирус неограниченного потребительства поставил человека в замкнутый круг «производство - потребление», в основе которого лежит установка на приобретательство. Требуется поменять установку и противопоставить стремлению «иметь больше» желание «лучшего качества жизни», экономическому росту - социальный прогресс.

Для этого надо отказаться от «престижного потребления» в пользу «добровольной простоты». В сознании людей большую ценность должны иметь не деньги и потребительские ценности, а большее количество свободного времени и возможностей для самореализации.

При переориентации категорий понятие природы должно стать центральным. Отношение человека к природе и природопользованию должно определяться совокупностью нравственных норм, неукоснительное соблюдение которых обеспечивает гармонию и естественное, упорядоченное течение жизни.

Человечество должно меняться как носитель нравственности в различных аспектах - сознании, науке, образовании, культуре.

Соединение нравственности и политики могло бы стать знаменем ХХI века.