Решила начать делиться своими мыслями про горе и про то, как его пережить. Вдруг кому-то пригодится? Будут опубликованы под тегом #как_пережить_горе
Если человек переживает горе, оно для него самое большое. Пословица «своя рубашка ближе к телу» годится и для этого случая. Умом можно понимать, что другим людям может быть намного тяжелее, но в горе никакие разумные доводы не помогают. Кажется очевидным, что смерть близкого человека – самое тяжелое испытание. Но вот от женщины ушел муж (не умер, а просто нашел себе другую «любовь»), и жизнь остановилась, и эта женщина погрязла в безысходности. Она не думает о войнах, о гибели сотен людей от вражеских пуль (они ведь тоже чьи-то близкие люди), потому что ей тяжело и одиноко во внезапно опустевшей квартире. Ее горе самое большое! Потому что оно ее, а не чье-нибудь еще.
Это нормальные эмоции, их нельзя стыдиться или стесняться. И ни в коем случае нельзя винить себя за то, что у тебя, казалось бы, такая пустяковая ситуация (по сравнению с другими), а ты распустил(а) слезы и сопли! То, что нам ближе, вызывает у нас более сильные эмоции. Умом мы понимаем, что кому-то где-то там может быть во много раз хуже и тяжелее, чем нам. Но так уж мы устроены, что ситуация «где-то там» нас мало волнует, а то, что происходит рядом или связано непосредственно с нами, волнует так, что теряется сон и аппетит.
Вот еще один простой пример: когда в 2014 г. начались военные действия на Украине, большинство россиян не остались равнодушными. Смотрели новости, обсуждали, переживали, собирали гуманитарную помощь… А что все думали о войне в Йемене, которая шла примерно в то же время? Только то, что местным жителям тяжело жилось. Когда вы в последний раз обсуждали войну в Йемене? А войну на Украине? Или о какой войне больше говорится в новостях? То-то и оно. Все дело в том, что Украина совсем рядом, у многих там живут родственники, друзья, знакомые, многие ездили туда отдыхать. А Йемен где-то совсем далеко. Конечно, жалко их, йеменцев, но мы же ничего не можем поделать с этим…