На протяжении существования Киевской Руси в пределах ее границ происходили интенсивные этнические процессы. Во-первых, длительная постепенная славянизация отдельных финно-угорских (мурома, мещера,меря и т.п.) и балтских (голядь) племен.
Во-вторых, начинается трансформация старой племенной единства отдельных регионов в единство территориальную. Города-грады превратились из военно-административных центров на политические, экономические и культурно-религиозные центры. Фактом становится
культурная и идеологическое единство Руси, которая основывалась на христианстве, провозглашенному в 988 г. князем Владимиром Великим (979-1015 гг) официальной религией. Церковная организация, насквозь пронизала все русские земли, а также новая литературная церковнославянский язык стали универсальными принципами единства Руси.
Князь представлял страну на внешней, международной арене и символизировал ее внутреннюю
единство. Он, как глава государства, совмещал высшую законодательную, исполнительную и судебную власть; не
существовало даже намека на разделение властей, суд принципиально не отделялся от администрации.
Княжеская власть на Руси прошла значительную эволюцию: из выборного военного предводителя и
языческого племенного лидера князь превратился в наследственного монарха, правившего страной
с «милости Божьей», по благословению христианской церкви. Потомки русов - украинские и российские
мыслители XVI-XVII вв. - Представляли власть древнерусских князей как абсолютное самодержавие.
Подобный взгляд бытовал даже в научной литературе XVIII-XIX вв. Однако в действительности объем
власти обладателей раннефеодальных государств был значительно ограничен традициями старого родового
общества: каждая земля, интегрированная в новообразованного государства, сохраняла ограничено
самоуправления; князь вынужден был считаться с волей вече - народного собрания столичного
города, в котором принимали участие состоятельные горожане - домовладельцы, бояре и церковники; мало
того, моральным долгом князя было советоваться со своей боевой дружиной, боярской советом.
Верховная власть на Руси, следовательно, была de facto представлена тремя силами: князем,
представил монархические тенденции, боярской советом, которая выражала аристократические следования
знати, и вечем (народным собранием) - олицетворением архаической демократии.