Найти тему
Русь моя.

Киевская Русь в пределах ее границ.

На протяжении существования Киевской Руси в пределах ее границ происходили интенсивные этнические процессы. Во-первых, длительная постепенная славянизация отдельных финно-угорских (мурома, мещера,меря и т.п.) и балтских (голядь) племен.

Киевская Русь в пределах ее границ
Киевская Русь в пределах ее границ

Во-вторых, начинается трансформация старой племенной единства отдельных регионов в единство территориальную. Города-грады превратились из военно-административных центров на политические, экономические и культурно-религиозные центры. Фактом становится

культурная и идеологическое единство Руси, которая основывалась на христианстве, провозглашенному в 988 г. князем Владимиром Великим (979-1015 гг) официальной религией. Церковная организация, насквозь пронизала все русские земли, а также новая литературная церковнославянский язык стали универсальными принципами единства Руси.

Князь представлял страну на внешней, международной арене и символизировал ее внутреннюю

единство. Он, как глава государства, совмещал высшую законодательную, исполнительную и судебную власть; не

существовало даже намека на разделение властей, суд принципиально не отделялся от администрации.

Княжеская власть на Руси прошла значительную эволюцию: из выборного военного предводителя и

языческого племенного лидера князь превратился в наследственного монарха, правившего страной

с «милости Божьей», по благословению христианской церкви. Потомки русов - украинские и российские

мыслители XVI-XVII вв. - Представляли власть древнерусских князей как абсолютное самодержавие.

Подобный взгляд бытовал даже в научной литературе XVIII-XIX вв. Однако в действительности объем

власти обладателей раннефеодальных государств был значительно ограничен традициями старого родового

общества: каждая земля, интегрированная в новообразованного государства, сохраняла ограничено

самоуправления; князь вынужден был считаться с волей вече - народного собрания столичного

города, в котором принимали участие состоятельные горожане - домовладельцы, бояре и церковники; мало

того, моральным долгом князя было советоваться со своей боевой дружиной, боярской советом.

Верховная власть на Руси, следовательно, была de facto представлена тремя силами: князем,

представил монархические тенденции, боярской советом, которая выражала аристократические следования

знати, и вечем (народным собранием) - олицетворением архаической демократии.