Споры о том, в каком возрасте учить язык лучше всего, не утихают среди преподавателей, психологов и лингвистов уже много лет.
Мы традиционно привыкли считать, что язык лучше всего учат дети, ведь они усваивают родной так легко и быстро, что ещё один не покажется трудным. А с возрастом память становится хуже, люди забывают, каково это — учиться, а потому выучить язык, если тебе немножко (или пару раз) за 25 уже невозможно.
Или нет?
Я преподаю английский в языковом центре уже около трёх лет. За это время я работала со всеми возрастными группами: малышами и младшими школьниками, подростками и взрослыми. Сейчас я преподаю у групп, с которыми мне комфортно, и постоянный возрастной диапазон моих студентов от 12 до 70 лет.
Вы будете удивлены, но да, во взрослых группах занимаются самые разные студенты. Бок о бок могут сидеть новоиспечённый студент лет 19 и милая женщина за 60, которая хочет выучить язык для путешествий.
Все ошибочно привыкли думать, что чем старше — тем труднее, а ещё я частенько слышу неодобрительные фразы в адрес людей в возрасте о том, что "А зачем вам вообще английский? Будете отставать, мешать и забудете всё равно". Никогда, никогда этих людей не слушайте. Они не имеют ни малейшего понятия о том, что говорят.
Способность маленьких детей быстро усваивать родной язык без прямого и детального изучения совершенно не связана с рекомендацией начинать изучение английского в детском возрасте. А я скажу даже больше: ваши шансы на успех будут выше, если вы приметесь за обучение в сознательном возрасте.
Дело в том, что изучение второго языка, — это не математика. Подход перевода и изучения однотипных формул не поможет ни ребёнку, ни взрослому. Иностранный язык — это совершенно другая картина мира, и осознать её в полной мере взрослый сумеет куда успешней, чем ребёнок, у которого ещё и первая не до конца сформировалась.
Второй момент, о котором я упоминаю в каждой публикации: удовольствие. Для большинства детей новый язык не представляет особого интереса как очередной школьный предмет; взрослые же в состоянии оценить богатство и красоту языка, его пользу, могут искренне заинтересоваться давно забытым процессом познания и добавить к привычной картине мира ещё одну.
В-третьих, язык — это всегда коммуникация. Для взрослых язык в этом деле — важный и весомый аспект, а иностранный поможет им общаться с тем, с кем захочется, без ограничений языкового барьера. Коммуникация детей же зависит не столько от языка, сколько от игр и внутриколлективных отношений. Она не является витальной для английского языка тем более, а потому в школе большинство детей не достигают хорошего уровня разговорного английского, хотя могут набрать хорошую базу грамматики.
Все переживания взрослых людей по поводу изучения английского вызваны, в основном, страхом неудачи и ошибок. В первую очередь, нужно осознать, что ошибки — это самая естественная вещь в изучении языка и не представляет собой ничего плохого, а даже наоборот. Благодаря им вы учитесь.
Поверьте, вы никогда не будете выглядеть смешно, решив изучать иностранный язык. Это нелёгкое и очень интересное дело. Я вот решила итальянский учить.
Все стереотипы о том, что людям постарше трудно привыкать к чему-то новому — это лишь стереотипы. Изучение английского — это увлекательное приключение.
А пока вы сомневаетесь, мои шестидесятилетние студентки прекрасно болтают по-английски наравне с тридцатилетними и восемнадцатилетними. Решайтесь!
Спасибо за прочтение! Если вам понравилась публикация, обязательно взгляните на другие:
Когда ребёнка лучше отдать на английский?