Есть ли правильный способ для врачей интегрировать технологию в уход за пациентом?
Не знаю, заметили ли вы это, но что-то встало между вами и вашим доктором. Оно присутствует при каждом визите в офис, крадет внимание доктора и прерывает разговоры неловкой тишиной и легким щелчком клавиатуры. Да, это компьютер, вездесущий участник современного медицинского обследования.
Электронные медицинские карты (ЭМК) и поддерживающие их компьютеры - появились на свет около 25 лет назад, но они взлетели, получив в 2009 году прибавку в размере 19 миллиардов долларов в рамках федерального пакета экономического стимулирования. Некоторые другие страны, особенно те, которые имеют национальные системы здравоохранения, уже приняли электронные медицинские карты, пожинающие плоды мгновенного доступа к истории болезни пациента, рецептам и многому другому.
Увы, развертывание было мучительным. Педиатр Чикагского университета Лолита Алкурейши ярко помнит, как в 2010 году ЭМК пришли в клинику, где она принимает пациентов.
"Это было похоже на пять стадий горя",
- говорит Алкурейши, которая вызвалась сориентировать коллег по работе с системой.
"Люди злились и ругались за компьютер. Они грустили, оплакивая потерю бумажных карт. Люди пытались торговаться со мной, говоря: "Не могли бы вы просто отдать за меня приказ? Кто-то, наконец, принял это, а кто-то так и не добрался до этой сцены принятия".
К сожалению, ряд врачей-ветеранов восприняли прибытие ЭМК как сигнал о том, что пришло время уйти на пенсию, вспоминает Неда Ратанавонгса, доцент кафедры внутренних болезней Калифорнийского университета в Сан-Франциско.
Эта смена изменила отношения между врачом и пациентом, говорит Элизабет Толл, педиатр и терапевт Брауновского университета:
"До этого я бы сказала вам, что у меня есть работа, которая вращается вокруг людей. Сразу после этого у меня была работа, которая вращалась вокруг компьютера. Если бы вы не уделяли 100 процентов внимания аппарату, вы бы начали совершать ошибки: вы бы выбрали не то лекарство, не ту дозу или посылали бы заказы на неправильный тест. Я бы часто чувствовала, что пациент проскальзывает на второе место".
Фактически, исследование 2017 года показало, что врачи тратят в два раза больше времени на канцелярскую работу, в том числе и после рабочего дня, чем встречаются с пациентами.
Алкурейши решила исследовать это явление, работая с терапевтом Вей Вей Ли, ассистентом декана студентов Притцкеровской школы медицины в Чикаго. Они провели в 2016 году мета-анализ 53 исследований, изучающих влияние ЭМК на взаимодействие между пациентом и врачом. Шесть исследований количественно определили использование ЭМК и обнаружили, что они потребляют в среднем 32 процента от посещения врача. Исследование, проведенное в 2017 году, показало, что медицинские работники тратили 30,5 процента визита, разделяя свое внимание между пациентом и компьютером, еще 4,6 процента беззвучно прослушивали и 33,1 процента - на целенаправленную беседу с пациентом.
Мета-анализ выявил как хорошее, так и вызывающее беспокойство поведение. Разговор слишком часто синхронизировался с паузами при наборе текста и подвергался резким смещениям, так как врач работал на экране с требуемыми вопросами. Только около 10 процентов врачей делились экраном с пациентами, но когда они это делали, пациентам это нравилось. Одно из исследований показало, что, когда пациентам с травмами показывали снимки их травм на экране, они чувствовали себя более вовлеченными в процесс лечения.
Основываясь на своих исследованиях, Ли и Алкурейши разработали набор "ориентированных на пациента" лучших практик по ЭМК, которые теперь преподаются всем студентам Притцкера и включены в программу обучения по ЭМК для медицинского персонала. Среди советов: просматривать записи о пациентах перед визитом, чтобы можно было начать первую "золотую минуту" с зрительного контакта и разговора; поместить компьютер в "треугольник доверия", где пациент также может его видеть; повествовать о вводе данных вслух, чтобы пациент мог слушать и комментировать; а также отключиться от технологии при обсуждении деликатных вопросов. Авторы также поощряют использование онлайн-видео и графики в качестве того, что Ли называет
"инструментом, улучшающим коммуникацию"
для пациентов. Они широко делились своими идеями, в том числе с помощью короткого видео на своем врачебном канале.
Одна из причин, по которой системы ЭМК были настолько разрушительными при их введении, заключается в том, что они были разработаны с учетом выставления счетов, а не просто для ухода за пациентами, как это происходит в таких странах, как Швеция и Великобритания. Более новые системы лучше и интегрированы с инструментами для пациентов. В то же время, некоторые практики используют ЭМК в качестве нотариусов или применяют "командный подход", при котором медсестра или ассистент разделяют роль регистратора. Помогает также информирование пациентов о том, как не дать технологии сорвать их визит.