Найти в Дзене
Рах Джа

Дети и цифровые технологии. Почему дети растут “тупыми”

Оглавление
Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Телевидение, гаджеты, интернет и дети. Любой здравый родитель несет ответственность за своего ребенка, его физическое и психическое здоровье, и конечно же умственное развитие. Каждый родитель должен задаться вопросом влияет ли на его дитя цифровые технологии, и если влияют, то каким образом. Попробуем немного разобраться и сделать выводы.

Интернет зависимость

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Начнем с интернет зависимости. Учитывая, как ранее этот вопрос обсуждался в различных СМИ, не удивительно что мы так ничего и не узнали. Мы наблюдали либо “пугалки” без конкретных объяснений, либо чаще всего его отрицание, особенно во времена, когда в различных странах были программы по активному внедрению ноутбуков в школы и даже детские сады, а также активная реклама, направленная на родителей, что мол любой современный ребенок должен иметь дома компьютер, что это может помочь и ускорить его образование. После чего продажи компьютеров и ноутбуков пошли вверх, особенно хорошо такая реклама работала на малообеспеченные семьи, ведь родители желали, чтобы их ребенок получил хорошее образование и жил лучше, чем они. Про рекламу и программу внедрения ещё поговорим в дальнейшем.

По данным годового отчета за 2012г. комиссии Федерального правительства Германии по борьбе с наркотиками и прочими зависимостями можем наблюдать такие цифры:

В возрасте от 14 до 24 лет около 250 000 были признанными интернет-зависимыми. Ещё 1,4 миллиона “проблемными” пользователями сети интернет.

В 2018г. ВОЗ включил игровое расстройство В МКБ-11 (международная классификация болезней), где определяется как модель игрового поведения, при котором всё больше приоритета отдается играм, по сравнению с другими видами деятельности, например, общение в семье, с друзьями, спорт, хобби, учеба и домашние задания, чтение. А также продолжение игровой деятельности несмотря на негативные последствия.

Доктор Сусуму Хигучи возглавляет Центр Курихамы по лечению зависимостей в префектуре Канагава, Япония, в 2011 году начавший осуществление первой программы по борьбе с интернет зависимостью, не сомневается в том, что интернет игры и социальные сети представляют опасность для психического здоровья. В 2019 году в масштабах страны действовало 84 таких программы. По его словам, число интернет зависимых пациентов неуклонно растет.

Пациенты доктора Хигучи, при наличии разных симптомов, как правило не могут ограничивать длительность времяпровождения за играми и продолжают играть, не смотря на негативные последствия, как например отчисления из учебного заведения или потеря работы.

На национальном уровне было проведено обследование более широкой категории “интернет-зависимости” в 2018 году, из которого следует:

Примерно 1,82 миллиона мужчин в возрасте от 20 и старше являлись интернет зависимыми, что почти в три раза выше, чем в 2013г.

Также 1,3 миллиона женщин признаны интернет зависимыми, по сравнению с 0,5 миллиона в 2013г.

Владимир Позняк, специалист Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в области употребления психоактивных веществ и аддиктивного поведения заявляет, что распространение этого расстройства не зависит от географического региона, что собственно и не удивительно.

В Швейцарии в 2018 году был опубликован доклад по поручению Федерального бюро общественного здравоохранения, согласно которому примерно 70 000 человек являются “проблемными” пользователями интернета. При подготовке этого доклада, консультативную помощь оказывала София Ачаб, руководитель программы по лечению поведенческой зависимости в Университетской больнице Женевы с пациентами у которых расстройства связанны с пользованием интернета, включая интернет-игровую зависимость и зависимость от интернет страниц эротического характера. Доктор Хигучи говорит, что “лечить интернет зависимость тяжелее, чем алкогольную или наркотическую, ведь интернет вездесущ”.

Цифровое слабоумие

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

В Южной Корее, стране, которая является одним из лидеров в мире в области информационных технологий было отмечено у молодых людей участившиеся случаи нарушения памяти, снижение глубины эмоций и притупление чувств, а также способность к концентрации и самоконтролю. Из описанных симптомов врачи выявили новое заболевание – “цифровое слабоумие”.

Теперь поговорим больше про воздействие на мозг, здоровье, наблюдения, социальные сети и их влияние и всё прочее, не особо углубляясь, этого уже будет достаточно, чтобы вас шокировать, и тем не менее вы наверняка уже сами можете всё это наблюдать.

Наш мозг находится в процессе непрерывного изменения, из чего следует, что ежедневное общение с цифровыми СМИиК не может не влиять на нас.

Компьютеры, смартфоны, игровые приставки, телевидение – всё это изменяет нашу жизнь. В США подростки тратят на цифровые СМИиК больше времени, чем на сон – примерно 7,5 часа ежедневно. По всему миру появляется всё больше подростков, тратящих в сутки по 10 и более часов. Дети и подростки тратят на интернет и телевидение гораздо больше времени, чем на домашние задания и учёбу в целом, либо вообще перестают их делать и учится. Детям и подросткам открывается доступ практически к чему угодно, при чем они могут натыкаться на “шок-контент” случайно.

В интернете в открытом доступе множество изображений и видеозаписей реальных убийств и самоубийств, в социальных сетях всё больше и больше происходит популяризация негативного мышления, агрессивного поведения, апатических и депрессивных мыслей, молодёжи внушается это таким образом, будто это “круто” и нормально, при этом также идет процесс развращения. Всё это описано в кратком содержании, на самом деле о подобном можно написать ещё несколько отдельных статей. Есть группы в социальных сетях, популярные среди подростков 12-18 лет, где открыто пропагандируется курение, алкоголизм, энергетические напитки различных марок, при чем дети сами делятся там фотографиями с чем-либо из перечисленного. Про внушение потребительской рекламы в голову вашим детям я уж и говорить не буду, это тоже целая отдельная статья.

Также открыт доступ к “всемирному СМИ”, есть множество “новостных” групп, публикующих различные негативные новости со всего мира, опять-таки про жестокие убийства, ограбления и тому подобное, данный вид контента становится всё более популярен у подростков 14-20 лет. Подростковый мозг ещё не критически мыслящий и не полностью сформирован, негативное мышление всё крепче оседает в головах наших детей, вызывает депрессии, апатии, агрессивное поведение, преступные наклонности, а отношение к жестокости становится одобрительным, вместо отрицательного.

Кроме-того в социальных сетях множество извращенцев, которые пишут всем девушкам, начиная от 12 лет, предлагая деньги за интимные фотографии и даже встречи. И многие девушки в возрасте 12-19 лет “продают” свои интимные фотографии и видеозаписи, а некоторые даже соглашаются на встречи…

Есть множество групп, где девочки 14-20 лет делятся своими полуобнаженными фотографиями, наличие на них нижнего белья или сокрытие интимных мест “смайликами” позволяет размещать все эти фотографии в общественных группах, не нарушая правила самой социальной сети. Девочкам заранее навязывается мышление того, что они должны “продавать” себя. Специально или же это всё вышло таким образом само собой остается только гадать. Важно не это, а то что это действительно происходит. Есть и другие группы, в которых публикуются скриншоты из вышеперечисленных групп ради обсуждения и осуждения, но такие группы также лишь создают рекламу и токсическую среду в комментариях.

Всё больше людей в социальных сетях ненавидят друг друга, осуждают, желают смерти не только пользователю, но и всей его семье и так далее, и такое в основном встречается в группах с участниками возрастных групп 14-24 лет. Всё это давно уже вошло в норму.

Молодые люди всё больше замыкаются в себе, представлении о нормальном живом общении крайне деградирует, на улицах всё меньше и меньше происходят знакомства. Большинство знакомств перешло в социальные сети и специальные приложения для знакомств по типу “Tinder” или “Badoo”, использование которых также разрушает представление об общении, нормальных знакомствах, о людях в целом. В этих приложения люди просто “листают людей”. Понравившихся в одну сторону, не понравившихся – в другую. Будто выбираешь вещи в магазине.

В таких приложениях одной девушке может написать и 50, и 100 мужчин и даже более за сутки. В зависимости от её фотографии и возраста. Чаще всего конечно же им пишут взрослые, извращенцы так называемые и иностранцы. И нечего потом удивляться отношению девушки к знакомствам, мужчинам и её способности нормально общаться.

Да, способность к нормальному общению у таких девушек практически всегда стремится к нулю. Ими всё больше овладевает ЭГО, отношение к другим людям как к вещам или как к идиотам, очень часто отношение к новому знакомству изначально является отрицательным и парню/мужчине ещё нужно заслужить её внимания.

Взрослые мужчины заслуживают внимания материальным достатком, молодые парни – внешностью, если она действительно уникальна или соответствует современной “моде на внешность”, одеждой, если она относится к той, которую эта девушка считает “модной”, а также намеками на то, что у него есть какие-либо запрещенные в-ва.

Само собой, не все такие, но очень много, и с каждым годом таких становится всё больше. Мода на запрещенные в-ва, табакокурение и алкоголизм, а также агрессивное или преступное поведение пропагандируется через современные молодёжные сериалы, приведу пример нескольких: “Skins” (молокососы), “Бесстыжие”, “отбросы”, и это ещё далеко не самые худшие из них. Совет родителям, ознакомьтесь с тем, что смотрят ваши дети, можете самостоятельно находить популярные среди подростков сериалы и фильмы, и знакомится с их содержимым.

Публицист Николас Карр описал свои последствия использования Интернета, испытанные на себе так: “Мне кажется, Сеть разрушила мою способность к сосредоточению и созерцанию. Мой интеллект готов теперь воспринимать информацию именно тем способом, каким она доставляется из Сети: в форме быстро движущегося потока маленьких частиц… Мои друзья говорят тоже самое: чем больше они используют Интернет, тем больше они должны прилагать усилий, чтобы сконцентрировать внимание, если требуется написать текст большего объема”.

Из области нейробиологии нам известно то, что в процессе использования мозг постоянно изменяется. Восприятие, мышление, переживание, ощущение и любые поступки – всё оставляет так называемые следы памяти.

Мозг учится всегда, и время, которое мы посвящаем цифровым СМИиК, оставляет в нем неизгладимые следы.

Наш мозг - это продукт очень длительной эволюции, возникший за период времени путем приспособления к определенным условиям окружающей среды, к которым цифровые технологии явно не принадлежали. Соответственно возникновение многих новых заболеваний в современном мире объясняются несоответствием прежнего образа жизни человека (охота, собирательство, много движения и пища, богатая балластными веществами), и современным образом жизни (мало движения, и пища, бедная балластными веществами).

Отрицательное воздействие цифровых технологий на умственные и духовные процессы понять и объяснить легче, если смотреть на них путем эволюции и нейробиологии.

“Кто не научится думать сам, никогда не станет специалистом”.

Всё это лишь верхушка айсберга, краткие примеры для привлечения вышего внимания. Ниже приведу цитату известного немецкого психотерапевта Манфреда Шпицера:

“Для меня феномен цифрового слабоумия означает не только то, что сегодняшние молодые люди становятся все более забывчивыми. В гораздо большей степени речь идет о снижении умственной работоспособности, утрате навыков мышления и способности к критической оценке фактов, неумение ориентироваться в потоках информации. Когда кассирша складывает 2 и 2 на калькуляторе и не замечает, что результат 400 не может быть верным, или когда банкир просчитался на 55 млрд евро, - все это в конечном итоге означает, что никто более не задумывается над тем, что именно он делает. Очевидно, во всех случаях никому не пришло в голову прикинуть в уме, какой порядок величин должен получится; вместо этого все полагались на какого-то электронного секретаря”.

Рекомендация: Прочтите книгу “Антимозг. Цифровые технологии и мозг”, которую написал Манфред Шпицер, после прочтения вы гораздо лучше сможете осознать всю опасность использования современных СМИиК вашими детьми. Вы сами отдаете ваших детей на воспитание телевизора и интернета, неизвестными людьми и государству, когда этим должны заниматься именно вы.

С чего стоит начать

Стоит "вынуть голову из песка" и осознать, что своим бездействием вы лишь усугубляете будущее ваших детей. Телевидение, интернет, государство, ничего из перечисленного не сможет воспитать ваших детей, это можете только вы. Отупление и развращение ваших детей в какой-то мере играет только "на руку" государству и частному бизнесу.

Проводите больше времени с детьми, общайтесь естественно, не считайте их за "идиотов", они это ощущают, не прививайте им чувства стыда, вины, это негативные чувства контроля, которые накапливаются и разрушают волю ваших детей, их интерес к жизни. Не сравнивайте ваших детей с другими, ни один ребенок несравним с другим. Проводите больше времени на природе, а не у телевизора. Читайте соответствующие книги, учитесь отличать полезное от вредного, многие родители даже не знают, что может быть полезно их детям. Учитесь пониманию, прощению, естественному общению. Поддерживайте творческие начинания ваших детей в музыке, пении, рисовании, танцах, спорте, учитесь любить и не требовать ничего взамен. Настоящая любовь не требует ничего взамен.

Будьте осторожны в запретах, наказаниях, смотрите на ситуации с их точки зрения и попытайтесь понять их точку зрения. Разговаривайте спокойно, обсуждайте, приходите к общему мнению и взаимопониманию. Есть очень много хороших книг, из которых можно подчеркнуть много полезного, но также и вредного. Не используйте психологические методы манипуляции и обмана. Психология не способна дать по настоящему полезных ответов. Не стоит взращивать эго, откажитесь от "натягивания масок" под названием личность. Ребенок должен всегда быть собой, а не тем, кем хотите видеть его вы. Человек это не личность, состоящая из множества масок, а индивидуальность, отбросившая все маски и являющаяся самим собой, настоящим.