АРТЕМИЗИЯ ДЖЕНТИЛЕСКИ — первая в истории художница, родившаяся в 17-м столетии, сделавшая неоценимый вклад в развитие мировой живописи.
Но помимо всепоглощающего творчества, ее жизнь была полна и драматизма: в юном возрасте Артемизия пережила сексуальное насилие со стороны известного пейзажиста Агостино Тасси, у которого Артемизия брала уроки живописи. Вспыхнул скандал, приведший к судебному разбирательству.
Этот трагическое событие наложило отпечаток не только на мироощущение юной художницы, но и на ее творчество: всю свою жизнь она неоднократно прибегала то к изображению женщин, подвергшихся мужскому насилию, то женщин, которым удалось невероятно жестоко расправиться с мужчинами.
Отец Артемизии — Орацио Джентилески — был известным художником. Понимая, что его дочь одаренная художница, он тем не менее не слишком приветствовал ее занятия живописью: слишком много драмы и напряжения было в ее картинах. Но упрямая Артемизия всё же добилась успеха. Кардиналы, дворяне и богатые законники начали скупать ее работы. Они даже не возмущались, когда девушка затевала с ними спор: «Сколько известных мастеров вы можете назвать? А сколько из них — женщины? Десять? Пять? Может, одна? И как вы думаете, почему?». Артемизия не унималась: «В конце концов, на картинах полно женщин. Куда ни глянь, сплошь мадонны, обнаженные богини, богатые дамы в роскошных нарядах. Если женщин рисуют, то почему бы женщинам не рисовать самим?». И она доказала, что это возможно.
Да, было нелегко, но она справилась! Многим клиентам нравились картины-аллегории. В аллегорической живописи художник изображает абстрактное понятие. Его нельзя увидеть, но можно представить в каком-нибудь образе. Артемизия решила перевернуть мир-живопись с ног на голову, решив, что в ее аллегории будет один образ — она сама. Вскоре она изобрела способ рисовать себя за работой. Артемизия расставила вокруг зеркала, чтобы видеть со стороны и себя, и холст, и свою руку с кистью. Она не стремилась выглядеть лучшим образом, ведь живопись — ремесло. Рукава у Артемизии были закатаны, волосы растрепаны. И что такого? Ведь женщины могут не только подводить глаза и рисовать на лице румянец.
Удивительная и странная женщина, страдавшая нарциссизмом, феминизмом и даже садизмом, по крайней мере в своих полотнах, осталась в истории не только как первая женщина-художник, но и как безусловно талантливый человек.