Фанерный танк
Модели танков, которые создаёт Сергей, потрясают воображение. Все детали и материалы, из которых сделана модель, можно приобрести на строительном рынке. Отличить модель от настоящего танка практически невозможно. Точность исполнения — как у стендовых моделей.
Расскажу про нашу модель полу копию ЗСУ-57-2 (в народе называют «троллейбусом», думаю, понятно почему). У моделистов она не пользуется популярность, но для нас она была довольно интересна, так как это советская послевоенная техника. Ходовая часть сделана на базе Т-54, только с меньшим количеством опорных катков.
Корпус из фанеры толщиной 6 мм, днище 8 мм. Все панели собраны между собой на саморезах c клеем ПВА, по внутренним углам конструкции приклеена рейка 10 х 10мм.
Начертил развёртку корпуса в «Компасе». Для днища, бортов, нижнего наклонного листа и кормовой части используем фанеру толщиной 8 мм. Передний верхний наклонный лист и верх корпуса тягача и танка сделан из фанеры толщиной 4 мм. Так как резка фанеры была сделана с помощью лазера, то все детали, кроме верхних листов, сделаны на шиповом соединении, что обеспечит хорошую жёсткость на кручение корпуса. Шиповое соединение сделать вручную будет сложно, раньше делал без него на первых моделях.
Подвеска собрана на пластинах и винтах М6. Используются стальные уголки с заводскими отверстиями, которые крепим на боковой панели и на днище корпуса. Один уголок проходит через днище, так что придётся аккуратно и ровно сверлить днище.
Эскиз подвески в разрезе.
Пластины подбирал под свои запросы, пружины или с карбюратора «Жигулей», или подходящие по размеру, на эту модель получилось найти более длинные пружины подходящей жёсткости на базаре. Также на фото видно ограничитель хода балансира, сделан из фанеры.
Также можно увидеть, как крепятся надгусеничные полки. Сделаны из 4-мм фанеры, в корпусе сделан паз, вставлена полка и снизу прикручена рейка. Снаружи на полки и к корпусу приклеены усиливающие косынки, сделаны из линейки.
Опорные катки сделаны пятиконечные. Детали сделаны из фанеры толщиной 6 и 8 мм, вырезаны лазером, обод из пластиковой трубы, а бандажи из резины.
Каток собираем, как конструктор, детали склеиваем на ПВА, некоторые детали нужно округлить, делал бормашиной, а после сборки пропитываем эпоксидкой. Обод ставим на эпоксидку и дополнительно на саморезы.
Запрессовываем алюминиевую втулку в собранный каток. На всех моделях у нас стоят только втулки.
Каток в сборе. Защитные колпаки на катки сделаны из вкладышей для шаровой опоры от «Запорожца». Первое, что подвернулось под руку. По такому принципу собраны ленивцы. Только обод из алюминиевой трубы. Механизма натяжения на танке нет, регулируется за счёт добавления или уборки трака. В корпус установлена ось диметром 8 мм.
Гусеницы
Это самое главное и дороге в танке, и без них не стоит даже начинать строительство. В большинстве случаев траки льют из ЦАМа или алюминия с последующей обработкой. Но это не наш метод. Мы используем только петли. Многим это не нравится, так как не копийно и т.д. Но благодаря технологии резки металла лазером можно добиться небольшого сходства с настоящими траками.
Сверху закреплена накладка по форме трака. Центральный гребень приварен полуавтоматом в кондукторе.
После сборки гусянки начертил ведущую звёздочку, которую заказал у знакомого на заводе.
На модели для привода используем односкоростные редукторы от шуруповёртов и коническую передачу от УШМ. Моторы на 18 вольт. Пластиковые шестерни в планетарном редукторе заменены на металл из ремкомплекта. Также на редукторе оставлена «трещотка» на всякий случай. Если в гусеницу что-то попадает, то «трещотка» срабатывает и заклинивания редуктора не происходит. Обратите внимание, как установлены конические редукторы. Это сделано для того, чтобы моторы при движении вперёд вращались в одну сторону и было прямолинейное движение. Если коничку поставить зеркально, то один мотор будет вращаться в реверсе, а это скажется на прямолинейности, модель будет уходить в сторону, это проверенный факт.
Также обращаю внимание на дополнительное крепление валов на ведомых шестернях. Их ставить нужно обязательно для жёсткости конструкции, так как косозубые шестерни очень легко выворачиваю незакреплённые валы. Всё собрано на втулках, в корпусе втулки от стиральной машинки активаторного типа.
Башня. Верх корпуса, на котором установлена башня из фанеры 4 мм, с внутренней стороны усилена 6-мм фанерой. Вращение башни происходит на подшипнике, который вклеен. Башня вращается от отдельного двигателя через редуктор. Использованы детали от поломанной копировальной техники.
Сама башня сделана полностью из пластика толщиной 3 мм. Но основа башни из фанеры, так как редуктор привода стволов требует крепкого основания.
Для привода ствола был установлен мощный червячный редуктор, который поднимает стволы на 85 градусов, как на настоящей установке. В крайних точках стоят концевики, которые отключают мотор. Вся эта схема работает от регулятора.
Всё навесное оборудование сделано из пластика: люки, ящики, выхлопная труба. Из фанеры сделаны баки. Крылья и шанцевый инструмент сделаны из жести.
Испытания на даче сначала проводили без башни. Откатали без проблем на аккумуляторе 12 вольт. После уже поставили башню, регуляторы подключили и отсняли пару роликов в разное время года. Проходимость по снегу хорошая.
Радиоуправление
Для управления моделью собран самодельный электромеханический регулятор на концевых выключателях. К приёмнику подключены сервомашики , которые по команде с пульта управления замыкают (нажимают) нужные выключатели, подающие, свою очередь, питание на ходовые двигатели.
ЗСУ-57-2 (объект 500) — советская зенитная артиллерийская самоходная установка на легко бронированном гусеничном шасси, состояла на вооружении с 1955 года. Выпускалась до 1960 года.
Тип шасси Т-54
Боевой вес, т 28
Габариты установки:
- длина с пушкой вперед, мм 8480
- ширина, мм 3270
Мощность двигателя, л.с. 520
Максимальная скорость движения, км/ч 50
Экипаж, чел. 6
Какой масштаб????
Самый крупный масштаб моделей радиоуправляемых танков, которые выпускаются промышленно, 1/16. Это скорее модели для покатушек в помещении. По газонам и по грядкам модель такого масштаба проходит с большим трудом или вообще в траве путается. Для уличных покатушек нужен танк побольше, в масштабе 1/8, а лучше 1/6. Такие модели штучные и изготавливаются на заказ. Например, на легендарном УВЗ можно заказать радиоуправляемую модель Т-90, которая выполнена из стеклопластика. Замечательная «игрушка» в стандартной комплектации стоит 750 000 рублей. В общем, купить готовую модель большого масштаба нереально, остается пойти по пути, который указал господин Дубок. Сделать в домашних условиях, как вы видите, такую модель возможно.
Разработчик: Сергей Дубок
Похожие статьи - ну очень интересно
Модель танка МС-1. Масштаб 1/1. Собираем в гараже
Первый танк 3-го рейха. Действующая модель-копия. Масштаб 1/1
Оживляем модель трактора ДТ-54. Масштаб 1/43
АМО-Ф15 Модель легендарного грузовика на радиоуправлении делаем из фанеры.
Универсальная витрина для коллекции. Делаем своими руками