Найти тему
History

Сложное наследие Герберта Спенсера

Идеи Спенсера заложили основу социального-дарвинизма


Англия викторианской эпохи имела справедливую долю великих умов. Некоторые, как Чарльз Дарвин, изменили наше мышление о мире, в то время как многие другие перестали быть мракобесными, в то время как другие перестали быть мракобесными со своими идеями. Герберт Спенсер, родился в этом месяце ровно 200 лет назад.

Первые работы Спенсера об эволюции появились в 1851 году, за восемь лет до публикации книги Дарвина "О происхождении видов". И именно Спенсер, а не Дарвин, дал нам фразу "выживает сильнейший", хотя позже Дарвин будет использовать ее в своих работах.

Спенсер ввел эту фразу в свою книгу "Принципы биологии" 1864 года, где он увидел параллели между своими консервативными представлениями об экономике и тем, что Дарвин написал о мире природы: "Это выживание сильнейших, которое я пытался выразить здесь механически, это то, что мистер Дарвин назвал "естественным отбором", или сохранение привилегированных рас в борьбе за жизнь".

Как и его более известный современник, Спенсер был очарован идеей эволюции. Но там, где Дарвин сосредоточился на биологии, Спенсер представлял себе, что эволюционное мышление может быть применено гораздо шире. По его мнению, оно управляло целыми обществами. Сегодня, когда Спенсера вообще помнят, обычно это вдохновляет идеологию, известную как "социальный дарвинизм": примерно, мысль о том, что успешные заслуживают своего успеха, в то время как неудачники заслуживают своего провала.

Современные ученые и общественность в целом с презрением относятся к этой идее. Философ Даниэль Деннетт охарактеризовал социал-дарвинизм как "одиозное злоупотребление дарвинским мышлением в защиту политических доктрин, которые варьируются от бесчувственных до отвратительных", а журналист Роберт Райт сказал, что социал-дарвинизм "сейчас лежит в мусорном контейнере истории интеллекта". Сегодня мало кто читает плотные и пышные книги Спенсера, а его идеи редко преподаются. Грегори Клейз, историк Лондонского университета, пишет, что из всех великих викторианских мыслителей именно Спенсер "сейчас бесспорно пал дальше всех".

Однако некоторые ученые и историки оспаривают эту характеристику работы Спенсера. Да, Спенсер неправильно понял теорию Дарвина, и его попытка закрепить на ней целую философию была неудачной. Но, утверждают они, Спенсер не заслуживает того, чтобы быть настолько тесно связанным с социальным дарвинизмом и зловредными идеями, которые из него выросли (и которые иногда всплывают на поверхность сегодня). Может быть, он и заблуждался, но те, кто произносит "выживает сильнейший" для оправдания бессердечных, подлых или даже расистских целей, возможно, делают то, что называется оказанием плохой услуги.

Родившийся в Дерби в центральной Англии, Спенсер был в основном самоучкой. Он работал железнодорожным инженером и журналистом, а затем сделал себе имя своими философскими трудами, которые были опубликованы в ведущих британских интеллектуальных журналах, а позже - в серии дико амбициозных книг. В конце концов, он поддерживал себя исключительно через писательство. Он поселился в Лондоне и стал завсегдатаем эксклюзивных джентльменских клубов города, где потирал плечи с великими интеллектуалами современности.

Начиная с 1860 года, Спенсер сосредоточил свою энергию на "Системе синтетической философии", которая должна была стать многотомной работой, охватывающей биологию, психологию, социологию, этику и метафизику. Девять из этих томов вышли между 1862 и 1893 годами. Как и Дарвин, Спенсер был поражен объяснительной силой эволюции, но он продвинул эту идею намного дальше, чем его соотечественник.

С точки зрения Спенсера, природа рассматривается как сила добра, направляющая развитие индивидуумов и обществ, при этом сила конкуренции позволяет сильным процветать, а слабым уничтожать. В своей первой книге "Социальная статика" 1851 года он утверждает, что страдания, хотя и наносят вред индивидууму, приносят пользу обществу в целом; все это является частью "плана" природы и ведет к улучшению с течением времени.

Спенсер писал: Бедность немощных, голод немощных, голод пустых и плечи слабых и сильных, которые оставляют так много "на мелководье и в несчастьях", - это декреты большой, дальновидной доброжелательности".

Взгляд Спенсера, хотя сейчас он в основном анафемичен, обратился к влиятельным консерваторам и свободным капиталистам - в их числе и промышленник Эндрю Карнеги - точно так же, как он возмутил тогдашних социалистов.

Спенсер представлял себе лучшее, более нравственное общество, и считал, что лучший способ достичь этой цели - "дать рынку свободу", - говорит Дэвид Вайнштейн, политолог Университета Уэйк Форест в Северной Каролине. По словам Вайнштейна, Спенсер отстаивал идею о том, что "те, кто выживет в этой борьбе, по определению не только самые сильные, но и морально самые лучшие". Так что "хорошие" определяются как "выжившие". Что бы ни осталось в живых, это по определению хорошо".

Позже критики обвиняли его в том, что он совершил то, что стало известно как "натуралистический обман" - сквозь призму ошибок в попытках вывести мораль и этику из природы. Этот термин был введен британским философом Г. Э. Муром в 1903 году в его книге "Principia Ethica", которая была весьма скептически воспринята Спенсером.

"Нападение Мура действительно послужило дискредитации Спенсера среди серьезных философов", - говорит Вайнштейн (хотя Мур тоже в значительной степени исчез из истории).

Однако в последнее время несколько ученых пытались спасти репутацию Спенсера. В 2014 году был издан сборник эссе под названием "Герберт Спенсер": Legacies", под редакцией Марка Фрэнсиса и Майкла Тейлора, исследует далеко идущее влияние Спенсера и разнообразие его идей. Например, в то время как идеи Спенсера использовались для оправдания империализма и завоеваний, Фрэнсис отмечает, что сам Спенсер был привержен пацифизму, в том числе своей вокальной оппозиции к участию Великобритании в бурской войне. Хотя Спенсер чувствовал, что война могла быть необходимой частью прошлого человечества, он также верил, что прогрессивное общество будет мирным. Насилие, по мнению Спенсера, на пути к тому, чтобы стать пережитком прошлого.

Райт в своей книге "Нравственное животное" говорит, что Спенсер не "так бессердечен, как его сейчас помнят", указывая на акцент Спенсера на альтруизме, сочувствии и пацифизме. Памела Лион из Университета Аделаиды идет еще дальше, утверждая, что Спенсер использовал фразу "выживает сильнейший", чтобы высмеять природу. Вместо того, чтобы рассматривать природу как жестокую, он считал ее благородной; природа была прогрессивным делом.

.