Найти в Дзене

Акула пера

Страшная история из жизни писателя Пустословцева

Писатель Пустословцев страдал от своей трагической ненужности. Он был одарён – несомненно, но ему не хватало школы. Пустословцев написал около четырёхсот рассказов, и ни один из них не нашёл своего слушателя.

Когда Пустословцев спрашивал: «Не желаете ли познакомиться с моим новым твореньицем?» (Он был скромен и всегда так и говорил – «твореньице»), ему обычно отвечали: «Не правда ли, прекрасная погода?». Или наоборот: «Вы посмотрите! Тучки собираются! Вероятно, будет дождь!».

Какая-то чрезвычайно милосердная дама однажды согласилась выслушать его. Дама любила голубей и лирику Некрасова, она кормила котят, подбирала бездомных щенков и никому за всю свою жизнь не сказала дурного слова. Когда она выслушала Пустословцева, глаза её затуманились печалью. Бедной даме что-то хотелось сказать, но она не смела. Густо покраснев, добрая дама изрекла:

- Вы талантливы – несомненно! Но… но вам нужна школа!

У Пустословцева выросли крылья. Теперь он говорил себе мысленно: «Ты талантлив, но тебе нужна школа!». Редкий писатель признает это, а Пустословцев признал.

У него был кумир – великолепный романист Круглов. Пустословцев долго не решался посетить его и, наконец, отважился.

-2

Романист Круглов поразил поклонника своим благополучием. Смущая простого посетителя, квартира его сияла чистотой. Блаженным покоем дышал диван, на котором полулежал мэтр, довольством лоснились искрящиеся шторы на окнах, в которые влетало кругловское вдохновение; солидно потрескивал самодостаточный камин, возле которого долгими зимними вечерами был написан не один роман.

Состоявшийся писатель встретил писателя начинающего благосклонно: кивнул в ответ на его приветствие и величественно указал пальцем в сторону кресла.

- Я преклоняюсь перед вами, Никанор Артемьевич! Я прочёл все ваши романы. Не смею надеяться, что стану когда-нибудь столь великолепным мастером – Вашей высоты мне достичь невозможно, но творенья ваши преисполнены такого глубокого гуманистического смысла, что я не сомневаюсь в человеческом благородстве их автора. Н-надеясь на вашу исключительную доброту и ж-желание помочь ближнему, о котором Вы так часто пишете, я… я и пришёл…

Пустословцев зарделся. Круглов, в душе - тоже. Однако виду не подал, как и подобает мэтру.

- Что именно вам нужно?

- Школа! Я талантлив, но мне нужна школа!

- Талантливы? Что ж, посмотрим!

Круглов взял из дрожащей руки Пустословцева рукопись. Он читал долго и внимательно, всё это время начинающий писатель думал, думал о многом: «Почему я не стал врачом или архитектором, слесарем, инженером, шофёром? Сколько прекрасных профессий в этом мире – нужных профессий, благородных профессий!». И Пустословцев начинал представлять себя скромным учителем или румяным булочником, не сующим нос в дома знаменитых писателей…

- Гм-гм… Прежде всего, разрешите узнать, молодой человек, вот на этой обложке я имею удовольствие видеть вашу фамилию? – прогудел Круглов.

- М-мою… - Пустословцев ожидал всего, но только не этого.

- Помилуйте, вас не будут читать! Это – не помпезно!

- Что?

- Ваша фамилия!

- Но причём же здесь моя фамилия?

- Пус – то – слов – цев?! Вы шутите? Это же говорит само за себя. Все будут смеяться! Смотрите сюда, смотрите – и учитесь! – Мэтр взял авторучку и, величественно зачеркнув букву «П», поставил над ней горделивое «Г». – Одна буква может решить судьбу! Ну как? Вам нравится?

- Д-да… - Пустословцев подумал, что Круглов спросил, нравится ли ему, как он написал букву «Г».

- Теперь у Вас есть псевдоним. Пустословцев! Фи! Вот Густословцев – другое дело. Ярко и многозначно. Но это имя надо оправдать! Поговорим теперь о… - Круглов послюнявил палец и перевернул страницу рукописи, - вот об этом. Сейчас я прочту наугад любой кусок.

- Может, не надо? – предложил Пустословцев.

- Нет уж, извольте! Вы хотели школы? Будет Вам школа! – И мэтр, всё громче и громче, постепенно краснея, начал читать:

Тракторист Василий из мультфильма о попугае Кеше
Тракторист Василий из мультфильма о попугае Кеше

«У Василия были зелёные глаза и розовые щёки. Он был красив: красивее всех в его деревне. Василий жил в деревянном доме с матерью. Ей было около шестидесяти лет, она всегда была добра к нему, как все матери добры к своим сыновьям и даже дочерям…».

- Что это?! Разве же это художественная проза? Не прячьтесь! – крикнул Круглов, заметив, что Пустословцев пытается скрыться за креслом, - не отрекайтесь от содеянного! Сейчас же будем приводить в божеский вид. Предлагаю отрезать последнее предложение.

Начинающий писатель облегчённо вздохнул. Он думал, что мэтр хочет отрезать ему кисть правой руки, которой всё это было написано.

- Давайте отрежем, - обрадовался он.

- Удивительная податливость. С вами приятно работать. Однако вам придётся внести на место вырезанного клочка что-то стоящее.

- Я внесу.

- Уж потрудитесь. В ваших словесных картинах меня поражает удивительная блёклость. Где краски? Где броскость фразы? Где богатство языка? Больше цвета, молодой человек, больше жизни.

И мэтр прочёл ему огромный кусок великолепного романа. Пустословцев знал, что автор прочитанного – Круглов, однако, пискнул заискивающе:

- Кто это? Достоевский? Гоголь? Лев Толстой? Что-то знакомое. Я это читал, но не могу вспомнить автора… Из кого это?

- Гм… - Круглов округлился от довольства. – Из меня. Желаю и вам, так сказать, приблизиться к эталону. Жду вас, господин Густословцев, в это же время в воскресенье.

-4

Пустословцев исчез. Его посетило вдохновение. Он поверил, что после такого мастер-класса получится всё. В воскресенье мэтр прочёл следующее:

«У Василия были ярко-зелёные глаза и бордово-красные щёки. Он был писаный красавец – один такой на всю деревню. Василий жил в синем деревянном доме с разноцветными наличниками и зелёным крылечком. Ещё там жила седая мать Василия – женщина шестидесяти лет в чёрном платке с пурпурными розами и голубыми васильками, в коричневом халатике. Она с детства учила Василия рисовать и покупала ему краски – много красок!»

- Что это? – удивился Круглов. – Вы опять принесли мне чушь.

- Но ведь здесь всё, как Вы говорили: краски, яркость!

- Да. Краски Вы взяли много, но намалевали же, я Вам скажу! Навозили! Мазня! Сущая мазня! Хоть блёклость и исчезла, глубины не прибавилось. У Вас не хватает психологизма. Что это был за Василий? Какого характера была его мать? Любили ли они, страдали или безучастно взирали на мир ярко-зелёными глазами?

После этого для примера мэтр вновь прочёл кусок «из себя». Пустословцев полетел домой на распустившихся крыльях. На другой день Круглов прочёл:

«У Василия были ярко-зелёные глаза. Когда он думал, они казались задумчивыми. А думал Василий о многом: о жизни, об осени и весне, о еде, о том, как он красив, о своём доме с зелёным крылечком и разноцветными наличниками и ещё о своей матери в чёрном платке с пурпурными розами и голубыми васильками. (Пустословцев считал, что очень удачно соединил в одном предложении всё, о чём говорилось в абзаце). Мать мечтала о деньгах, чтобы купить сыну краски. Она любила и страдала. Василий тоже не безучастно смотрел на мир ярко-зелёными глазами…».

-5

Дальше Круглов читать не стал:

- Что это за бред? Что за околесица, я вас спрашиваю?! Разве я учил вас этому? Повторять мои слова и нести ахинею – не есть добиться психологизма! Если вам не под силу психологизм, добейтесь хотя бы конкретности. Не размазывайте портрет Василия. Если вы говорите о его лице, пишете сначала всё о лице, если о доме – всё о доме. Пусть слово, подобно алмазу, поддастся вашему резцу и, засверкав всеми гранями, станет бриллиантом!

От восторга слёзы на глазах Пустословцева высохли. Дома он создал нечто и наутро принёс Круглову.

Мэтр читал вслух:

«У Василия было лицо очень красивое – как обработанный алмаз. Глаза он имел ярко-зелёные, думающие, щёки – бордово-красные. Ещё у него были прекрасные нос и брови. Лоб и уши тоже были хороши, как и подбородок.

У Василия был дом…»

Круглов грустно-грустно посмотрел на Пустословцева, сняв очки:

- Что с вами, мой друг? Вы не внемлете моим словам, - он вздохнул так шумно, что со стола полетели мелкие бумажки.

- Внемлю, - пролепетал тот. Ему искренне не хотелось расстраивать своего учителя.

- Господин Густословцев, такие слова как «красивый» и «прекрасный» ничего мне не говорят. Их не потрогаешь руками, не попробуешь на вкус, не прижмёшь, так сказать, к сердцу! Их хочется выплюнуть, как подсолнечную кожуру. «Тьфу», - скажу я и разотру эти прилагательные в порошок. Этим порошком надобно выстирать ваше сознание. Дайте мне почувствовать физически, что это были за глаза, что за щёки, позвольте убедиться, что нос и впрямь был хорош. Дайте мне объём! Пусть это будет даже не картина, а барельеф. Здесь вам помогут эпитеты, сравнения, где-то, может быть, и олицетворения. Вот послушайте, как всё это ловко у меня!

Прочитав Пустословцеву половину своего нового романа, мэтр отпустил его. Теперь у начинающего писателя не было сомнений: звёздный час настал, и шедевр его жизни будет создан.

Однако Круглов принялся за чтение на следующий день, забыв разгладить появившуюся у него с недавних пор скептическую складку. Рассказ начинался так:

«Василий был очень, очень красив. Его глаза были такие яркие, что, если бы вы заглянули в них, вы бы ослепли, и выпукло-зелёные, как крыжовник. Щёки Василия походили на два бордово-красных яблока – такие они были крепкие, круглые, что возникало желание попробовать их на вкус. Кожа на его лице отливала молочной белизной. При взгляде на неё вспоминалась деревенская сметана, в которую так приятно макать блины. У Василия были губы, похожие на ломтики нежно-розовой ветчины…»

Автор композиции - художник и фотограф Анна Токарска
Автор композиции - художник и фотограф Анна Токарска

- Вы что, были голодны, когда писали это?! – взорвался мэтр. – Убирайтесь вон, несчастный людоед! Вы не только разделали бедного Василия, вы высосали мою кровь, вы бессовестно сожрали мои нервы и захотели, как видно, слопать мой мозг и мой талант! Подыщите себе другого учителя. Я не смею определить степень Вашего таланта, но в аттестате я написал бы вам: дурак.

Пустословцев имел много прекрасных черт. Одной из них была жизнерадостность.

- Я дурак, но я талантлив и я прошёл школу, - подумал он, уходя.