Живут некоторые всю жизнь в городах-миллионниках, а историю их не знают. Например, в Воронеже есть местечко Старый Машмет или просто С т а р у х а. В 20-х годах там было чистое поле, а вот с 1930-х началась активное строительство домов для заводских работников. А заводы работали вовсю, выпуская дым! Подоконники и бельё было чёрным.
Шинный, Машмет, Синтезкаучук - везде на заводах трудились люди, женились и рожали детей. Однако, мирной жизни помешала Великая Отечественная Война. Воронеж был разрушен на 96 процентов...
Необходимо было срочно придумать, из чего возводить жильё для горожан. И тогда М.А. Ашмарин, заместитель управляющего энергокомбинатом ВОГРЭС, предложил использовать отработанный шлак для производства строительных блоков. А шлака на станции было много!
1950-е. Улица Ростовская находится на самой окраине города.
Она вытянулась по обе стороны широкой дороги, показывая звенящим трамваям новенькие фасады. Двухэтажки с покатыми крышами хвастались жёлтой побелкой, поэтому дома так и стали звать - "Жёлтые". А под побелкой-то таились шлакоблоки! Строили дома пленные немцы по своим технологиям, хотя и материалов особо не было - Г. и палки.
Люди, уставшие от войны, радовались новым квартирам. Хотя, в то время это были ещё коммуналки, но позже стали полноценными квартирами с высокими потолками и раздельным туалетом. В доме 2-3 подъезда: соседи становились родственниками, ходили друг к другу без стука, а на просторной лестничной клетке ставили диваны и пили чай вечерами.
Сталинский ампир - большие панорамные окна, щедрая лепнина и декоративная розетка для люстры. Всё это было красиво, но обновлять побелку ежегодно было дорого. И вот наступило начало 90-х, когда Советский Союз приказал долго жить. Ветхие дома с деревянными лестницами постепенно превращались в туалеты для местных гопников.
Ремонтировать аварийные дома было никому не нужно. Косметический ремонт сделали только перед приездом итальянцев с компании "Пирелли" на Шинный завод. У двухэтажек побелили фундаменты, но сделали это только с фасада - рашен стайл.
Впрочем, наведенная красота продержалась недолго: краска начала отваливаться кусками. Лепнина под крышей отваливалась, а замазывали её цементом.
Внутреннее убранство квартир выглядело примерно так:
Асфальт тротуаров потрескался, но дела до него никому не было. Жильцы стали ставить решётки на окна в целях безопасности. Дом неукротимо старел.
И всё равно от вереницы сталинских домов веяло приятной стариной. Я жила неподалёку и часто прогуливалась по аллее. Настал момент, когда дома стало невыгодно содержать. Двухэтажки пошли под снос, хотя некоторые из них были крепкими. Трамвайные рельсы выдернули с корнем. Мне было больно смотреть, как умирает эпоха.
Фото 2010 года:
2019 год:
Сейчас я покажу вам, что осталось от дома по адресу г.Воронеж, ул. Ростовская, 35. Симпатичный блочный дома с покатой крышей из резиновой черепицы. 2 подъезда, 12 квартир. Балконы для красоты, но имеющие своё очарование... Вчера я гуляла там, и так стало мне грустно. Представила, как бабушки и деды, прожившие жизнь на одном месте, должны выглядывать с 11 этажа в новой квартире на окраине города.
Фото 2010 года:
А теперь фото 2020 года, конец апреля синего. Фотографии сделаны мной. Выбиты окна местной шпаной, ведь так легко обидеть бессильного. Покойся с миром, дом.