Индустрии моды пришло время «замедлиться и подумать»: покупатель перестаёт потреблять. Последствия стагнации никто подсчитать не берётся. Пока специалисты дают прогнозы, которые сейчас кажутся катастрофой – и для рынка люкса, и для масс-маркета.
Первые цифры кризиса продаж в индустрии моды впечатляют. Сбербанк разослал своим клиентам отчёт о потребительской активности в первую неделю самоизоляции. Из него следует, что траты россиян упали почти до нуля в категориях «одежда, обувь, аксессуары» (на 94,2 процента) и «ювелирные изделия» (96,9 процента) по сравнению с аналогичной неделей 2019 года.
Консалтинговая компания McKinsey & Company и специализированное издание The Business of Fashion копнули глубже: они опубликовали отчёт о состоянии моды и ретейла The State of Fashion 2020: Coronavirus Update с детальным анализом рынка во время пандемии и прогнозами после неё. «Коронавирус может привести к крупнейшему экономическому спаду со времён Второй мировой войны», – пишут авторы исследования. И прогнозируют, что объём выручки всего международного рынка моды в 2020 году сократится на 30 процентов.
Русский рынок, бессмысленный и беспощадный
Fashion Consulting Group ещё до прихода коронавируса в Россию заявила о падении потребительского спроса, связав это обстоятельство с уменьшением доходов населения, инфляцией и повышением НДС. К началу 2020 года более 50 процентов россиян стали экономить на одежде и обуви, сделав ставку на разумное потребление.
90 процентов товарных категорий и сфер оказания услуг пострадают от последствий пандемии коронавируса и введения карантина – к такому выводу пришли консалтинговая компания BCG и исследовательский холдинг Romir. Прогнозы настолько плохи, что более 3 тысяч предприятий лёгкой промышленности и ретейла обратились в Правительство РФ и попросили о поддержке в преодолении кризиса. 18 апреля Михаил Мишустин подписал постановление с расширенным перечнем наиболее пострадавших от коронавируса отраслей, куда правительство включило и розничную торговлю.