Глобальный кризис 2008 года стал весомым поводом для очередной волны разговоров о крахе доллара. Однако некоторые экономисты, злорадно пророчествуя на эту тему, не понимают, что в случае кризиса таких масштабов события 2008-2009 годов покажутся мелкими неприятностями. Другое дело – если доллар останется, но утратит лидирующие позиции. При таком развитии событий экономического коллапса не случится.
Немного истории
Доллару удалось захватить лидирующие позиции после Бреттон-Вудских соглашений 1944 года. На исходе войны в США собрались представители 44 стран и подписали ряд документов, которые легли в основу нового мирового экономического порядка. Система золотого стандарта осталась в прошлом, основой международных расчетов стал доллар. Активное финансирование Штатами восстановления Европы после войны закрепило гегемонию американской валюты. Также план Маршалла усилил политическое влияние США на страны Западной Европы.
С тех пор долларовые расчеты удерживают пальму первенства. Сейчас более 80% торгового оборота рассчитывается в долларах. По данным агентства Bloomberg, в системе SWIFT около 50% оборота приходится на американскую валюту, примерно треть – на евро, а на юань – всего 2%.
Однако еще 50 лет назад экономист Роберт Триффин четко сформулировал противоречие, возникающее в случае, если для расчетов между странами используется национальная валюта одного государства. Слабое место сложившейся международной системы заключается в том, что США вынуждены обеспечивать долларами центробанки других стран, и поэтому у Штатов постоянно наблюдается дефицит платежного баланса. В такой ситуации другие государства не могут на 100% доверять американской валюте, воспринимать ее в качестве безупречного резервного актива. Это невозможно без профицита платежного баланса в США. Для разрешения дилеммы Триффин предложил перейти на специальную международную валюту, у которой не будет привязки к золоту или какой-то одной национальной денежной единице. Но его предложения не были воплощены в жизнь.
Перспективы доллара
В наши дни все чаще звучат прогнозы об изменении роли доллара в мировой экономике. Если смотреть по текущему объему торговых операций, то на смену американской валюте мог бы прийти евро. Однако Евросоюз по-прежнему остается довольно рыхлой и неоднородной политической структурой, и некоторые политологи высказывают сомнения в перспективах этого образования. Очевидно, что евро пока не готов прийти на смену доллару. На этом фоне вызывает удивление пессимизм Федерального резервного банка Нью-Йорка: финансовое учреждение опубликовало прогноз, согласно которому доллар уже в ближайшие годы перестанет быть мировой резервной валютой. В качестве причины были названы периодические обвалы американского фондового рынка. По словам финансиста Ульфа Линдала, в конце 2019 года доллар начнет обесцениваться, в итоге американская валюта потеряет по отношению к евро порядка 40%. Все это произойдет в ближайшие месяцы.
Еще один вариант сменщика доллара – виртуальная валюта Международного валютного фонда. В 1969 году МВФ в расчетах начал использовать специальные права заимствования. Прошло уже 50 лет, но применение СПЗ/SDR до сих пор ограничено расчетами, проводимыми МВФ и некоторыми другими международными организациями. По идее, с помощью SDR могла была разрешиться дилемма Триффина, но этого не случилось.
В последние годы экономическое доминирование США под вопросом по причине динамичного развития Китая. Некоторые финансисты полагают, что будущей мировой резервной валютой со временем станет юань. Но это не решит проблему, поскольку опять же будет зависимость всего мира от валюты одной страны. Биткоин тоже не тянет на эту роль по причине анонимности и отсутствия централизованной эмиссии. Тандем безответственности и безнаказанности не может стать фундаментом для глобальной экономики. Если забыть об осторожности при решении проблемы засилья доллара в глобальной экономике, последствия могут только усугубить ситуация. Порой лекарство оказывается хуже самой болезни.
Инвесторам остается только ждать дальнейшего развития событий. Возможно, место доллара займут SDR, или представители глобальных финансовых структур придумают другое решение. В любом случае мирового финансового апокалипсиса не допустят, поскольку никто не хочет терять свои капиталы.