Найти тему
АвтоДвиж

Вездеходы ЗИС и ЗИЛ, не имевшие аналогов

Этот обзор целиком посвящен необычным отечественным автомобилям особо высокой проходимости, созданным силами сотрудников СКБ Московского автозавода.

ЗИС-Э134 Макет № 1

В 1954 году группа советских инженеров во главе с В.А. Грачевым с Московского автозавода им. Сталина приступила к проектированию специального четырехосного автомобиля с «неограниченной» проходимостью. Модель получила наименование ЗИС-Э134. Благодаря восьми колесам, равномерно распределенным по всей длине рамы, автомобиль мог передвигаться по любой пересеченной местности! Вес машины составлял 10 тонн. На твердом покрытии ЗИС-Э134, снабженный рядным 6-цилиндровым двигателем мощностью около 130 л.с., разгонялся до 68 км/ч. Трансмиссия машины интересна тем, что вместо сцепления получила гидротрансформатор. Два моста из четырех на хороших дорогах могли отключаться, а все межколесные дифференциалы были сделаны самоблокирующимися. Ну и еще одно революционное новшество для тех лет - наличие системы централизованной подкачки шин.

ЗИС-Э134 Макет № 2

В 1956 году тем же коллективом инженеров была спроектирована новая версия вездехода под тем же рабочим индексом ЗИС-Э134: с прежними агрегатами, но новым герметичным кузовом, благодаря которому автомобиль теперь еще и получил возможность движения на плаву. По сравнению с Макетом № 1 вес машины удалось снизить до 7,8 тонн. Скорость на суше составляла 60 км/ч, на воде – 6 км/ч.

ЗИЛ-Э167

На рубеже 1962 и 1963 годов группой Грачева был построен автомобиль для передвижения по глубокому снегу – трехосный ЗИЛ-Э167, оснащенный колесами огромного диаметра (1,79 м). Дорожный просвет машины составлял аж 852 мм! Плачьте, нынешние джиперы, хвастающиеся якобы большим клиренсом после установки на свои "Гелендвагены" и "Гранд Чероки" портальных мостов от "Унимога" или "Лапландера" ))) В задней части кузова этой машины располагались два бензиновых двигателя мощностью по 180 л.с. Каждый приводил только колеса своего борта: левого и правого соответственно. На шоссе ЗИЛ-Э167 мог разгоняться до 75 км/ч, в снежной целине – до 10 км/ч. Проходимость этого колесного автомобиля на тот момент была непревзойденной! Хотя и не бесконечной, конечно.

Комплекс 490

Еще один вариант «трехосника» работы Грачева – машины Комплекса 490, знаменитые «Синие птицы» ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061. Они были разработаны в 1975 году и предназначались для поиска и эвакуации экипажей космических кораблей. На «птичек» устанавливался один 150-сильный зиловский двигатель с механической коробкой передач. Но трансмиссия, как и у ЗИЛ-Э167, была выполнена по бортовой схеме, через межбортовой дифференциал, с приводом каждого колеса индивидуальным карданом. Для передвижения на плаву имелись два гребных винта, позволявшие развивать на воде до 11 км/ч. По суше вездеход разгонялся до 80 км/ч. Эта модель была запущена в мелкосерийное производство.

ЗИЛ-2906

-5

Там, где не могла пройти даже «Синяя птица», в дело вступал вездеход, вообще не имеющий ни колес, ни гусениц – это шнекоход ЗИЛ-2906. Вместо привычного движителя на ЗИЛ-2906 стояли спиральные алюминиевые валы – примерно такие же, как в кухонной мясорубке. Кузов машины был изготовлен из стекловолокна. Максимальная скорость шнекохода составляла 10 км/ч на воде, 6 км/ч при движении по болоту и 11 км/ч при передвижении по снегу.

ЗИЛ-4972

Этот проект - попытка найти гражданское применение машине, построенной по принципу «Синей птицы»: с такой же трансмиссией и ходовой частью с равнорасположенными мостами, только с дизелем ЗИЛ-645, классической кабиной типа ЗИЛ-4331 и обычными типовыми надстройками - бортовой платформой с КМУ, кузовом-фургоном и т.д. Разумеется, способностью плавать такие машины уже не обладали. ЗИЛ-4972 был разработан в 1992 году, и его даже пробовали запустить в производство на мощностях Правдинского завода радиорелейной аппаратуры. Но дело ограничилось лишь выпуском нескольких единиц вездеходов в разных модификациях (у них различались надстройки и тип кабины, однорядная или двухрядная).

Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал и СТАВИТЬ ЛАЙК!