Найти тему
Adept. Образование

Реформы высшего образования: взгляд педагогов

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Реформирование сферы образования всегда связано с «треугольником интересов» государства, образовательных организаций и общества. Несмотря на важность и своевременность реформ Министерства образования и науки РФ, многие нововведения негативно воспринимаются педагогами.

В статье «Реформы высшего образования: взгляд педагогов» мы разберём вопросы, волнующие сегодня преподавателей и узнаем, что они думают о проводимых реформах в области высшего образования.

Профессиональный контекст деятельности преподавателей высшей школы за последние годы заметно изменился. Доступность образования в России, на первый взгляд, является позитивным явлением. Однако она привела к резкому падению качества профессиональной подготовки студентов. Недостаточный объём средств, выделяемых из бюджета и, как следствие, скудное материально-техническое оснащение, также негативно повлияли на качество образования.

Сфера образования перестает быть привлекательной для молодёжи с точки зрения будущей профессии. По данным ВЦИОМ, уже в 2016 г. профессию учителя считали престижной всего лишь 21 % опрошенных. Такая тенденция сохраняется и по сей день, приводя к кризису социальной самоидентификации педагога, непониманию миссии своей профессии.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Перенятие европейского опыта в сфере образования и широкое применение информационных технологий порождают массу дискуссий о том, насколько готовы преподаватели включиться в этот процесс развития и каково их отношение ко всем преобразованиям высшей школы. Другими словами, постоянное реформирование больнее всего ударило по педагогическому составу.

Профстандарт для преподавателей вузов, введённый в России в 2015 году, сильно ограничил работу сотрудников без учёной степени. Так, ассистенты, преподаватели и старшие преподаватели не могли вести полноценные занятия по программам бакалавриата и дополнительным профессиональным программам, в то время как специалитет и магистратура им были полностью недоступны.

Без ограничений работать в вузах могли только доценты. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, многие вузы начали назначать на должности доцентов людей, не имеющих учёной степени. Однако это, конечно, демотивировало работников прикладывать усилия для реального роста своего научно-педагогического статуса.

Работники вузов неоднократно критиковали норму, и в итоге, после многочисленных обсуждений, Минобрнауки сообщило, что профстандарт будет отменён.

C 1991 г. примерно по 2010 г. количество вузов и филиалов в стране выросло ровно в два раза. После этого началась «зачистка» вузов. На рисунке 3 видно, что по сравнению с 2010 г., количество вузов в 2019 г. сократилось почти на 34%.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Создание университетов-лидеров, которые будут финансироваться государством в первоочередном порядке, стало закреплять иерархию вузов, создавая тем самым заведомо неравные условия для их развития, а также социальное различие в обществе между педагогами.

Сегодня далеко не каждый педагог осмелится высказать своё мнение, если оно расходится с общепринятым. Доктор технических наук Михаил Титов в своём интервью говорит:

«Совсем скоро студентов будет некому учить, а они уже набраны — всё рухнет в одночасье. Сейчас ни один доцент не хочет стать профессором, потому что смысла нет, зарплата больше всего на 25–30%. Мотивация у ассистентов еще меньше, в нашем регионе это порядка 11 тысяч. Сокращение кафедр и закрытие университетов привело к тому, что кандидатскую диссертацию по многим предметам защитить просто негде».

По статистическим данным профессорско-преподавательский состав российских вузов сократился за 2018-2019 учебный год почти на 4%. В 2017-2018 учебном году в вузах насчитывалось 245,1 тыс. преподавателей, а в 2019 - 236,1 тыс. В частности, сократилось на 11% число преподавателей в возрасте до 30 лет, в возрасте 60 лет и старше - на 2,4%.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Объединив вышесказанное, можно выделить основные проблемы, которые мешают педагогам высших учебных заведений осуществлять свою деятельность:

  • Постоянные нововведения
  • Низкий уровень заработной платы
  • Потеря статуса в обществе, неуважение со стороны студентов
  • Отсутствие стимулирования для повышения учёной степени
  • Закрытие вузов и сокращение рабочих мест
  • Непонимание миссии своей профессии

По-прежнему, большую долю вузовских преподавателей составляют лица в возрасте старше 50 лет, которые не хотят заменять отечественные методы обучения европейским опытом.

Часть преподавателей жалуется на то, что подготовка к аудиторным занятиям с использованием инновационных технологий стала отнимать на 20% больше времени. Данные многих социологических опросов показывают, что педагоги не против процесса модернизации в сфере образования, но большинству из них непонятны выбранные государством способы преобразований.

К сожалению, очень часто выходом из такой ситуации становится смена рабочего места или вовсе уход из профессии.

Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!