До настоящего времени не утихают разговоры о том, что законны или не законны ограничения на передвижения граждан.
Юридическое сообщество разделилось на два лагеря.
И противники и поддерживающие законность ограничения на передвижение ссылаются на ч.3 ст.55 Конституции РФ.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, буквально толкуя данную норму, можно сделать вывод о том, что ограничение допускается только путем принятия федерального закона.
Сторонники законности ограничения передвижения граждан мотивируют свою позицию следующим образом:
- есть изменения в КоАП РФ и УК РФ об ответственности за нарушение введенных ограничений
-есть закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», где указано, что право граждан на передвижения может быть ограничено.
- есть ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в ст. 11 которого 01.04.2020 были внесены изменения, согласно которым органы государственной власти субъектов РФ (губернаторы, мэры и тд.) получили право устанавливать обязательные правила поведения для граждан (к которым относится и ограничение права на передвижение) при режиме повышенной готовности.
Как раз на основании этого ФЗ и принимаются мэрами, губернаторами и т..д. нормативные акты, которыми вводятся ограничительные меры.
Т.е. ограничения законны, поскольку:
- конституция допускает ограничение прав граждан только федеральным законом
- органы власти принимают ограничения на основании федерального закона РФ, допускающего ограничения
К сожалению согласиться с такой позицией не представляется возможным.
Ч.3 ст.55 Конституции РФ трактуется буквально: никакими нормативно-правовыми актами кроме как федеральным законом ограничение прав не допускается. Расширительное или распространительное толкование такой нормы недопустимо. Указы и постановления лиц возглавляющих органы исполнительной власти (мэры, губернаторы) не являются федеральными законами. Это настолько очевидно, что сама по себе дискуссия в этом вопросе вызывает вопросы в компетенции людей, пытающихся оправдать законность принятых норм.
Кроме того, УК и КоАП это не про законность ограничений, а только про наказание и ответственность.
При этом мы понимаем, что нестандартная ситуация требует нестандартных решений, это тема для отдельного разговора. Оправдывая принятие неотложных мер сомнительной мотивировкой, на наш взгляд приводит к развитию правового нигилизма.
Приведенный здесь правовой анализ является нашим частным мнением. Будем рады услышать Ваше мнение по данному вопросу.