Наш мозг - продукт волшебной эволюции, у него есть куча фишек и суперспособностей, которыми мы пользуемся, не задумываясь. А кто задумывается - тот получает максимум эффективности и скорости.
Во-первых, развеем мифы об использовании мозга на 5-10%, этому мифу скоро сто лет, а он устойчив, как плесневый грибок. Человеческий мозг используется полностью, весь, просто на различные цели.
Во-вторых, ум часто путают с эрудированностью, особенно этим грешат родители, мечтающие о гениальных детях. "Мой знает все названия динозавров и все кости скелета!", "А наша малышка уже называет все марки автомобилей, знает всех покемонов и их способности и столицы всех стран мира!". Количество знаний, конечно, важная штука, но гораздо важнее умение эти знания применять на пользу себе и окружающим. Знание всех динозавров полезны в четыре года для умиления бабушек и игр со сверстниками. А вот умение сделать себе игрушку из бумаги, зубочисток и пластилина на порядок полезнее, так как развивает инженерное, изобретательское мышление. То самое, которое позволило нам стать теми, кто мы есть и смотреть в будущее.
В-третьих, ум не коррелирует с размером черепа, полом (уж да простят меня мужчины, убежденные в своем интеллектуальном превосходстве над женщинами), не коррелирует с расой (обычно тот, кто рассуждает на темы превосходства интеллекта какой-то расы, причисляет к высшей именно свою, а это звоночек о собственной неуверенности в превосходстве).
В-четвертых, интеллект нельзя измерить тестом на ай-кью, для анализа этого качества мозга нужна серия тестов и исследований, адекватных среде, где развивался человек, адаптированная к его мировоззрению, опыту, социальным условиям. Интеллект - не умение решать уравнения или знания о космосе. Интеллект - это... Да что же это?
Интеллект - это способность решать НЕСТАНДАРТНЫЕ задачи НЕСТАНДАРТНЫМ способом. Иначе говоря, попадая в незнакомую, новую проблему, существо ищет решение проблемы методом проб и ошибок, на основе своего опыта, но применяя его креативно. Стандартные задачи решаются инстинктом и рефлексами у низших животных. Кошка, неспособная пролезть мордой в узкую банку с кормом, ходит вокруг, трогает банку, залезает в нее лапой и... добывает еду! В следующий раз в похожей ситуации она сначала пробует дотянуться лапой (использует опыт), потом начинает искать другие способы. Это и есть проявления разума. А вот родив котенка, она его стандартно оближет, накормит молоком и все прочее. Это - инстинкт, программа.
Человекообразным пришлось долго решать нестандартные задачи по добыче пищи (переход на всеядность, переселение в саванну), поиск укрытия, кооперация при защите от хищников и многие другие. Эволюция - процесс непредставимо долгий, несколько миллионов лет. Миллионы поколений. Выживали те, кто думал своей головой, а не те, у кого ноги быстрее или красивее бедра. Отбор проходил по самому краю выживания, где главным были добыча еды и организация быта. Можно целый день бегать за кроликом, которого хватит, чтобы покрыть нагрузку этого бега, а можно придумать ловушку и забить бизона, которого хватит на несколько дней, что высвободит возможность для бытовых и творческих задач.
В результате долгих мытарств, мы пришли туда, где мы сейчас. Буквально сто-двести лет отделяют нас от добычи пищи собирательством и скотоводством. Мои бабушки и прабабушки собирали ягоды, грибы, травы, коренья, сушили и солили впрок все, что можно было найти и вырастить - от рыбы до рябины. Сейчас промышленные масштабы сельского хозяйства позволяют огромному количеству людей создавать предметы роскоши и культуры, обеспечивая (с точки зрения первобытного общества) бесполезных едоков пищей и жильем.
Одна из фишек нашего мозга - эргономика. Это такая способность максимально автоматизировать новые навыки, чтоб не тратить на их осмысление и управление много ресурсов. Мозг очень много потребляет кислорода, жира, сахара и полезных веществ. Тратить его на анализ и управление ходьбой, координацией, поддержкой сердцебиения - невыгодно. Поэтому эти процессы автоматизированы или врожденно или быстро переходят в разряд таковых. И действительно, выгоднее сразу научиться правильно, потратить на это время, чтобы потом навык отошел на второй план и выполнялся в режиме "не беспокоить". Так мы говорим, ходим, плаваем, пишем, едим, одеваемся и чешемся. Таким образом мы водим автомобиль, рисуем, режем хлеб и чистим банан. Мозг экономит наше время, оставляя ресурсы для мышления.
Чтобы пользоваться эргономикой сознательно, нужно отпустить суету и прежде, чем быстренько освоить моторный навык, остановитесь. Осознайте, что этот навык останется с вами на всю жизнь. Поэтому лучше в два раза медленней, но качественно - освойте чистку картошки или вязание крючком или езду на велосипеде. Не смейте пилить свой мозг за то, что он, якобы "слишком медленно учится". Это его личная скорость, и она потрясающе быстрая, он не просто учится, он сразу формирует автоматизмы, которые подарят вам много свободного времени.
Есть техники для решения разных задач в авто-режиме, когда сложную задачу "кладут в бессознательное" с пометкой "когда решишь, скажешь ответ" - и включается воспоминание о проблеме тогда, когда мозг ее дожевал до результата. Если вы спите - оно вам приснится. Если вы читаете книгу или смотрите фильм, осознание решения все равно вылезет "на главный экран" сознания и вы сможете насладиться результатом автоматического вычисления.
Мозг может решать математические, этические, бытовые и социальные задачи. Просто доверьте ему это и сформулируйте исходные данные и что вы хотите получить в результате. Потом мысленно "доверьте" эту задачу себе самому бессознательному и идите делать другие дела. Ваш мозг - лучший друг и решит эту задачу в оптимальные сроки. Просто верьте себе, ведь вы продукт миллионов лет улучшений. Вы совершенны.