Найти тему
АКАДЕМИЯ AMAkids

Как чувство стыда отражается на ребенке?

Оглавление

«Тебе должно быть стыдно!» - эта фраза знакома каждому взрослому из собственного детства. Во все времена родители так журили своих детей за проступки, пытались вызвать у них стыд. Но современный подход к воспитанию подрастающего поколения изменился. Стоит ли сегодня пытаться стыдить своего ребенка за плохое поведение?

Нужно ли вызывать стыд у ребенка

Стыд – это чувство, которое знакомо каждому. Его могут испытывать как дети, так и взрослые. Каждый раз, когда человек понимает, что поступил неправильно, он испытывает чувство стыда. Это может выражаться в раскаянии за грубость по отношению к близкому человеку или за недостойное поведение на людях. Неважно, в чем причина стыда – если люди его испытывают, то им хочется провалиться под землю. Дети в данном случае ничем не отличаются от взрослых.

Когда родители или учителя ругаются на них, ребята испытывают острое чувство стыда. Особенно болезненно для самооценки, если ребенка отчитывают публично. В этом случае он не только испытывает сильнейший стресс, но и замыкается в себе. Именно поэтому психологи настоятельно рекомендуют родителям и педагогам быть деликатнее при общении с детьми. Стоит воздержаться от публичного высказывания своего недовольства, чтобы не навредить хрупкой детской психике.

Несмотря на то, что стыд действительно вызывает раскаяние, он сам по себе ничему не учит ребенка. Совесть, к которой так часто взывают родители, полноценно формируется только к началу обучения в школе. Но даже в этом возрасте дети теряются и не понимают, чего от них ожидают взрослые, когда отчитывают их. Так и получается, что стыд является источником стресса, который бесполезен в воспитательных целях. Поэтому лучше выбрать другой подход, который научит ребенка анализировать свои проступки и исправлять их последствия.

-2

Прививаем ответственность

Важно научить ребенка самому оценивать свое поведение, делать выводы на основании негативного и позитивного опыта, но так, чтобы удалось обойтись без различных внутренних терзаний, таких как самобичевание. Для этого нужно прививать детям ответственность: объяснять причинно-следственные связи, учить держать свои обещания, показывать как можно исправить ситуацию, если была совершена ошибка.

Представим, что ребенок получил «двойку» в школе. Чувство стыда, которое могут вызвать упреки родителей, никак не повлияет на успеваемость и не научит исправлять собственные оценки. Если же прививать ребенку ответственность, то он сам сможет устранить последствия своих ошибок, чем обернет ситуацию в свою пользу.

«Как тебе не стыдно?» - эта и другие подобные фразы являются оценочными не столько для поступка, сколько для личности ребенка. Во всяком случае, именно так им воспринимаются упреки родителей. Нужно постоянно показывать детям, что они дороги и любимы вне зависимости от сложившихся обстоятельств. Если ребенок ошибся в своих поступках, то это не значит, что он плохой человек.