Новый испанский триллер оставляет много вопросов после просмотра. Делюсь философским взглядом на сюжет этого фильма. Трактовка финала в конце статьи.
Распорядитель на кухне, придирчиво следящий за работой поваров, – это Бог, а повара – то ангелы. Бог, со всей любовью к своему творению, человеку, отправляет только самые лучшие блага, которые Он создал для него.
Вертикаль этажей с комнатами представляет собой классовую иерархию в нынешнем человеческом обществе. Именно этим объясняется презрение высших к низшим и ненависть низших к высшим. Люди сами извратили Божьи заповеди и низвергли себя в Ад на Земле.
Главный герой Горген здесь представляет собой мессию. Месяц, проведённый на определённом этаже, равняется человеческой жизни. Принцип нового рождения в определённом классовом слое случаен. Перемещения людей в этой пирамиде представляют собой круговорот перерождений человеческой души.
Яблоко, которое оставляет себе Горген, является тем самым запретным плодом, за которым может последовать Божья кара. Горген отказывается от него и выбрасывает. Температура нормализуется.
Предмет, который разрешают взять с собой – это некий тотем, определяющий путь героя. Горген выбирает книгу, как путь просвещения, характерный для мессии. Книга Сервантеса «Дон Кихот» тоже выбрана не случайно, в ней рыцарь сражается со злом, но в итоге это оказывается борьбой с ветряными мельницами. Его сокамерник выбирает нож, потому что путь агрессии легче. Далее можно определять характеры остальных людей по их тотемам, взятым с собой.
Девушка, которая из месяца в месяц спускается на платформе вниз, ища какого-то ребёнка, олицетворяет Надежду.
Второй сокамерник Горгена – женщина, олицетворяет Веру, которая упорно убеждает людей ниже не есть больше нормы. Тотем женщины – собака, олицетворяет терпение. И уверовав, Горген помогает ей силой своего убеждения. За это, в шутку, она называет его «мессией говна» (взято из контекста фильма). Повесившись, она уберегает Горгена от убийства самой себя и даёт шанс выжить.
В голове Горгена продолжают разговаривать погибший сокамерник и эта женщина, образуя внутренний диалог добра и зла, присущий каждому человеку. Искушения и соблазны подстерегают каждого на пути к Истине.
Третий сокамерник Горгена представляет собой пророка, который пытается прийти к Богу, перелезая с этажа на этаж выше. Но этот путь оказывается неверен, он срывается, и мессия его спасает. Они хотят навести порядок в обществе, используя радикальный и насильственный метод. На одном из этажей они встречают старика в инвалидном кресле, который говорит им, что истины надо добиваться доброй волей. Старик олицетворяет прозрение и глас Божий, так как в его словах проскальзывает словосочетание «нам так надо», как бы говоря от лица администрации.
На их пути кто-то режет ножом девушку, которая олицетворяет Надежду. Надежда умирает, они обессиленные и обречённые едут вниз.
Смысл финала
Истинным посланием оказывается ребёнок, и они приносят ему в жертву десерт (панна-котту), тем самым отказываясь от ложного идеала и своих заблуждений. Суть послания такова, что Бог ошибочно считает, что созданный им мир идеален и не имеет ошибок. Это становится понятно, когда женщина из администрации утверждает, что детей в Яме быть не может. Как только платформа доставит Богу послание в виде ребёнка, Он должен будет принять несовершенство системы и вмешаться своей Волей.
Миссия выполнена, и путь перерождений Горгена прекращается.