Усадьба А.В. Сухово-Кобылина на Страстном бульваре – комплекс, связанный с одной из самых таинственных и печальных загадок в истории криминальной Москвы и с последовавшим за этим созданием одного из самых значительных произведений русской драматургии XIX в. Однако, перед нами не подлинный памятник архитектуры, а его воссозданная копия. В результате проведения на участке усадьбы в 2004 – 2006 гг. работ по возведению современного комплекса, в настоящее время дом, в котором жил и работал А.В. Сухово-Кобылин, существует в виде архитектурного воссоздания.
Главный дом был поставлен на высоком цоколе, на дорогу выходила одноэтажная парадная анфилада, в сторону двора были обращены жилые помещения, составлявшие двухъярусный комплекс с антресолями. В 1842 г. в этом доме поселился вернувшийся из Парижа молодой богатый и при этом прекрасно образованный барин Александр Васильевич Сухово-Кобылин. Из Парижа А.В. Сухово-Кобылин привез любовницу Луизу Симон-Деманш, для которой снял квартиру на Тверской. Отношения были очень неровными. В 1850 г. Симон-Деманш была обнаружена мертвой. По итогам нескольких судов, закончившихся в 1857 г., А.В. Сухово-Кобылин «был оставлен под подозрением в убийстве».
Близкое знакомство с процедурами проведения следствия и суда отразилось в написании А.В. Сухово-Кобылиным сардонической драматической трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина», главные темы которой – искусство афер и чиновничий произвол в Москве и Петербурге. Особняк с дворянским гербом на фронтоне долгое время сохранялся в неизменном виде. Внутри, еще в 30-х годах, сохранялись угловые печи, до половины обшитые ореховым деревом и украшенные большими зеркалами. В 1918 году в бесхозный дом переехало Оргбюро по созыву I Всероссийского съезда союзов рабочей и крестьянской молодежи, учредившего комсомол. Очень недолго здесь размещался также первый Центральный Комитет комсомола.