Мне всегда раньше казались счастливчиками люди, с детства имеющие явную склонность к чему-либо. Походил в художку, научился и полюбил рисовать, выучился на дизайнера и всё - нет никаких вопросов и сомнений о собственном предназначении. Впереди только совершенствование, карьерный рост, может иногда смена стилей, но уже с полновластным ощущением ясности и наполненности от собственной реализации. Возможно, через н-ное количество лет, данный дизайнер сменит сферу деятельности, но если и так, то скорее всего на другую столь же конкретную и горячо любимую. Не от неуверенности в целесообразности продолжения первой, а как новый этап развития. Как с корабля на бал, как следующее движение одного танца.
Но сегодня мы не о них. Сегодня мы о неопределенных по жизни людях. Они отнюдь не глупые, они скорее те, кто имеет талант ко всему, но никуда конкретно его не применяет. Если бы такой человек также, как и индивид из примера выше, вложил все свое время внимание и старания на изучение дизайна/архитектуры, вполне возможно он был бы в разы гениальнее и успешнее первого. Но он этого не сделал и не мог сделать. Таким людям все дается легко и приедается быстро. Обычно они выбирают специальность в учебном учреждении как альтернативу между тем, что обеспечит успех в будущем и что хоть как-то находит отклик в душе, то есть иными словами - никакую. Никакую лично для них. К счастью, после окончания университета выпускник узнает, что чуть ли не весь мир работает не по специальности и пробует себя во всем, кроме того, что он изучал все эти годы. От того, что изучал, уже тошнит. Кто-то едет за границу работать на сомнительных работах и «изучать мир» (читай – забыться и убежать от себя), кто-то на Родине выбирает работу по зарплате, и совсем редко кто устраивается куда диплом велит.
К годам 30-ти, если за это время все поиски себя лишь выявили что НЕ нравится и чем заниматься не стоит вообще, вопрос «кем же стать, в чем мое призвание?» встает очень остро. А ответ никак не приходит, словно в нас забыли вложить функцию «любить делать что-то всей душой», словно что ни возьми - всё в итоге не то. Почему такое состояние стало широко распространенным явлением сейчас? Почему оно вообще имеет место быть? Давайте взглянем на корни этого недуга, возможно, это поможет нам понять, как с ним справиться. Поехали!
1. Отчасти в этом «виновато» наше детство. Я вовсе не сторонник тех, кто сваливает все жизненные неурядицы на неправильное воспитание, но считаю, что родители могут чуть-чуть помочь в процессе формирования себя на ранних стадиях. Помощь эта должна быть ненавязчивой и легкой. Это не из разряда выберу-ка кружок по принципу «Мне будет приятно говорить всем вокруг, что мой сын/дочь занимается бла-бла-бла» или опираясь на собственные рассуждения о том, что же сделает его успешным и счастливым в будущем. Помощь родителей, в первую очередь, заключается в старании показать детям мир во всей его многогранности, без собственной эмоциональной окраски и ограничений. Можно ездить по выходным в новые места, ходить в гости к интересным людям, рассказывать истории, задавать вопросы и быть внимательным. Если получится понять, к чему у дитя есть склонности, то создать условия для их развития, вдохновлять, поощрять. Еще было бы полезно развивать способность понимать себя – спрашивать почаще вопросы типа «Что хочешь делать? Что хочешь на ужин? Тебе нравится рисовать?». Именно понимание себя должно стать нормой, а не беспрекословное следование решениям родителей. Если в семье происходило обратное, это оставляет отпечаток нерешительности на личности ребенка.
2. Вторая причина глобальна, она кроется в несостоятельности всего образовательного процесса. В школах, колледжах и университетах могут научить всему, кроме как по-настоящему. независимо. мыслить. К сожалению, выражение «независимо мыслить» зачастую ассоциируется с оппозицией, с умелым поношением существующего и мыслями о том, как все должно быть. Это совсем не то, что я имею в виду. Мы рождаемся в мире, где обо всем уже есть готовые выводы и весь образовательный процесс направлен на то, чтобы эти чужие выводы обо всем перенести в головы учащихся; и если мыслить – то в рамках стандартов. Стандартов, которые кажутся настолько естественными, что перестают замечаться и возникает иллюзия свободного мышления. А ведь эти годы можно было провести с гораздо большей пользой! Либо хотя бы с меньшим вредом. В большинстве своем выпускники имеют лишь багаж данных в голове, которые легко можно найти на просторах Сети, притом в более упорядоченном виде. После четырех лет потребления бесполезной информации пойди разбери, где там твое призвание.
3. Допустим, время формальной учебы закончилось, почему бы сейчас не понять, как устроена жизнь и где твое место под солнцем? Здесь обнаруживается еще одна интересная причина торможения в данном направлении –хроническое состояние потребителя. Начиная с глобального уровня. Да, мир постоянно движется вперед, мы создаем новую технику, осваиваем космос, придумываем новые лекарства и развлечения… Но кто эти «мы»? Это всего лишь 0,1 % населения Земли в лучшем случае! Все остальные – просто потребители. Мы пользуемся водой из крана, который не придумали и даже зачастую не понимаем, как он работает. Пользуемся автомобилями, светом, лекарствами, смотрим в экраны, нажимаем кнопки – всё на тех же условиях потребителей. Возможно, мы что-то решаем на работе и в быту, но это совершенно другой уровень задач и мышления. И даже на этом личном уровне мы привыкли зачастую заменять свои умственные усилия чужими – выражаем себя через готовые мемы, репостим, гордо пишем «это про меня!» над видео других людей. Наши усилия сведены к одобрению или неприятию продукта чужого мышления. Если не использовать собственную мышцу думания и творчества, то она перестает работать вообще. Поэтому так хочется, чтобы кто-то наконец пришел и подсказал, кем быть, в чем оно, наше предназначение.
4. Еще одним препятствием на пути к себе является неумение всецело концентрироваться продолжительное время на одном деле. Будучи постоянно подключенными к мессенджерам и соцсетям, время от времени мы отвлекаемся от них на работу и другие важные дела, но зачастую предпочитаем все совмещать. Какой-то раздрай. Если это не соцсети и мессенджеры, то переключение музыки, проверка новостей, залипание в мыслях, постоянные перекусы, глупые реплики окружающим – что угодно, но нам обязательно нужно отвлечь себя. Мы просто не умеем жить по-другому, мы пошли путем наименьшего сопротивления. Если такой балаган всё время происходит внутри, разве странно, что мы не можем услышать себя?
5. Предположим, всё не так уж плохо и мы имеем пару идей, что нам могло бы понравиться делать… Точнее имели, но ничего не сделали. Перехотели, даже не попробовав. Как так? А всё дело в страхах. Порой каждому потерянному человеку приходит на ум какая-нибудь шальная идея о том, кем бы он хотел стать. И вместо того, чтобы хоть как-то испробовать ее - необязательно сжигая мосты, бросая всё - ведь безопасно и без особых затрат можно попробовать любое занятие, вместо этого мы начинаем продумывать худшие сценарии развития ситуации. «Я не смогу этим зарабатывать», «я, наверное, не достаточно хорош для этого», «уже слишком поздно», «а что, если я зря потрачу время/деньги», итд. И так по бесконечному кругу, пока идея не обесценится, не станет пустой или даже неприятной. И мы будем рады, что не взялись за нее, мол спасли себя, ведь не прошло и месяца, а она потеряла свое очарование. Хотя правда в том, что из-за своей трусости мы сами измочалили эту идею и привели в негодность.
6. И напоследок - самый труднопреодолеваемый, неожиданный и обезоруживающий противник нахождения своего дела. Если нам посчастливилось понять, что делать и начать это делать, и пусть даже весьма успешно… Как гром среди ясного неба, может появиться простой вопрос «А какой в этом смысл? Зачем оно? Все тлен. Я что так и буду делать это до смерти? Тут явно чего-то не достает…». Мысли об отсутствии большого смысла могут перечеркнуть все, остановить все начинания, все предстанет в таком свете, что даже ни доводы рассудка, ни нужда не смогут вернуть человека к данной деятельности. В таких случаях важно осознавать, что по сути все занятия бессмысленны (даже «самые благородные»). Важно понимать, что Смысл обретается отнюдь не в самой работе, он лежит далеко за пределами материального мира и его расклада. Только познавая духовные истины, занимаясь духовными практиками, получится действительно понять и принять этот мир. Потом уже можно спокойно браться за любое дело, руководствуясь лишь тем, резонирует ли сам процесс этого занятия с чем-то у себя внутри или нет. Тогда и только тогда всего будет хватать.
С этой точки зрения, неопределенность по жизни – скорее благословение, чем проблема, это импульс к познанию себя, к познанию истинной сути вещей. Но это уже тема для другой истории.