Найти тему

COVID-19 и фонды самосохранения

В кризисные времена в особой степени проявляется значимость резервных фондов, создаваемых национальными государствами. В Казахстане таким примером является Национальный фонд, организованный ровно 20 лет назад.

Начнем для затравки с одной небольшой, забавной лексической легенды. Эксперты утверждают, что на китайском слово «кризис» состоит из двух иероглифов, первый из которых означает «опасность», а второй «возможность». При этом унылые прагматики убеждены, что правильнее воспринимать значение символов как «возможность неслабо отгрести». А вот экономические романтики видят в этом сочетании кроме опасности «возможности роста со сложной позиции».

И надо сказать, что во всех экономических кризисах последнего времени подтверждений правильности второй позиции можно найти немало! Если, конечно, желать и стремиться стать успешнее и богаче.

Кризисы прошлые и коронавирусный

2020 год уже является для человечества уникальным во многих отношениях. Прежде всего, суровой материализацией в реальной жизни страшилки, до которой не могли додуматься даже фантасты или сценаристы Голливуда: что какой-то микроскопический вирус может физически уничтожить значительную часть населения Земли. В страхе мы попрятались по квартирам и только самые бесшабашные или недалекие люди ищут встречи с невидимым убийцей вне зоны комфортного карантина.

Еще одна важная особенность 2020 года – как он быстро и практически тотально остановил мировую экономику. Не дымят заводы, не летают самолеты, встали на приколы поезда, корабли и автомобили. Многие товары и продукты просто элементарно не производятся, поскольку люди, их создающие, не работают, а сидят в карантине.

Между тем прежний цивилизационный опыт приучил нас к тому, что экономические кризисы зарождаются медленно. Башковитые эксперты обычно предсказывали их появление как минимум за год-два вперед, так что институциональные инвесторы, распоряжающиеся миллиардами денег, готовились к ним заблаговременно. Впрочем, еще пару месяцев назад так все и шло: были оракулы, которые указывали на перекупленность акций в отдельных сферах экономики и пророчили кризис, похожий на 2008 год. Но коронавирус переплюнул их скудные пророчества, породив супер-кризис буквально за 40-50 дней!

Любопытный момент. Еще январь, февраль и даже начало марта протекали для мирового биржевого рынка в достаточно стандартном режиме. Государства, банки и компании отчитывались о высоких прибылях за 2019 год, а также удачном начале 2020-го. Владельцам акций сулились кругленькие дивиденды, что, конечно, грело наши души. Конечно, были и такие компании, которые терпели убытки, но эти потери были вполне еще терпимыми.

И вот, нате вам…

Если вы любите огромные цифры, то приведу пример самого крупного (наверное, во всей прежней истории человечества!) убытка в абсолютных цифрах. Только за 1 квартал 2020 года знаменитый Норвежский фонд национального благосостояния потерял 113 миллиардов долларов!

Впрочем, не смотря на гигантскую сумму потерь, переживать за норвежцев не стоит. Да, они лишились за один квартал сразу 113 миллиардов долларов. Но это было только 14,6% от всех его активов. На конец марта в фонде оставалось еще целых 972 миллиарда из 1 триллиона 85 миллиардов, бывших на 1 января. Причем практически все эти деньги размещены в различных ценных бумагах, многие из которых просто «просели» в марте на общем кризисе. В апреле большая часть акций немного оправилась, вновь вернув размер активов фонда ближе к триллионному значению. Кстати, еще для справки: за минувший 2019 год норвежский фонд отчитался о рекордных доходах в 180 миллиардов долларов.

Красивая сага о резервных фондах

Простой народ всегда интересовали люди, обладающие огромным богатством. Наверное не случайно в сказках любого народа мира можно встретить описания несметных сокровищ, золотых дворцов и драгоценных камней, принадлежащих такому человеку. В наш современный век такие богачи уже известны всем, их рейтингует по уровню богатства журнал Forbes, а социальные сети и СМИ даже позволяют с некоторыми из них виртуально общаться…

Но по части обладания огромными богатствами существуют в мире также особые фонды, принадлежащие не конкретным людям, а всему отдельному государству. Созданные в качестве хранения резервных средств в интересах всего населения конкретной страны, их еще принято называть «подушкой безопасности» на случай особого кризиса.

Как утверждает всезнающая Википедия, первыми догадались создать такой резервный фонд в Кувейте в 1953 году. И вот уже почти 70 лет в Kuwait Investment Authority поступают средства от добычи и продажи нефти. По их примеру теперь во многих государствах озаботились созданием собственной «подушки безопасности», причем в последние десятилетия они создаются не только за счет доходов от добычи и продажи минеральных ресурсов. Руководители этих стран просто своевременно осознали, что от правильного формирования и эффективного использования таких резервных фондов напрямую зависит благополучие всей нации в целом.

Практическое значение суверенных фондов очень велико: во-первых, они способствуют стабилизации национальной финансовой системы, а во-вторых, являются важным источником средств для финансирования масштабных и долгосрочных проектов.

В настоящее время существует довольно много различных суверенных фондов, в некоторых странах их даже по несколько, разделяемые между собой по специфическим узким профилям.

По данным Всемирного банка, а также материалам различных финансовых СМИ, самым внушительным объемом активов обладает упомянутый выше Норвежский фонд национального благосостояния (созданный в 1990 году как Нефтяной фонд, с 1998-го он также именуется как Норвежский Глобальный пенсионный фонд). Его богатство оценивается примерно в 1 триллион долларов.

Следующим по своим активам считается Abu Dhabi Investment Authority (ADIA) – суверенный фонд благосостояния, принадлежащий эмирату Абу-Даби (ОАЭ). Он был основан правительством эмирата для инвестиционных целей, а потому из-за характера инвестиций был даже вынужден отказаться от норм исламского шариата. ADIA никогда не публиковал стоимость своих активов, но эксперты оценивают их примерно в 880 миллиардов долларов.

В тройку лидеров, по мнению международных экспертов также входит Фонд суверенного богатства Саудовской Аравии SAMA Foreign Holdings. Он контролируется Валютным управлением страны и на его счетах свыше 700 миллиардов долларов.

В Топ-15 самых крупных в мире резервных фондов также вошли:

– China Investment Corporation (Китай);
– SAFE Investment Company (Китай );
– Kuwait Investment Authority (Кувейт);
– Hong Kong Monetary Authority Investment Portfolio (Гонконг, Китай);
– Government of Singapore Investment Corporation (Сингапур);
– National Social Security Fund (Китай);
– Temasek Holdings (Сингапур);
– Qatar Investment Authority (Катар);
– Australian Future Fund (Австралия);
– Abu Dhabi Investment Council (ОАЭ);
– National Welfare Fund (Россия);
– Reserve Fund (Россия).

Как видим, 4 из 15 крупнейших резервных фондов в мире принадлежат Китаю. Если сложить их финансовые активы, то рекордная сумма получается свыше 1,65 триллионов долларов!

И Казахстан не лыком шит

В 2000 году Казахстан также вошел в число государств, которые пошли на создание собственного резервного Национального фонда. Думаю, Нурсултану Назарбаеву – в то время президенту республики – было непросто принимать такое решение. Только-только за плечами остались лихие 90-е годы и, конечно, в экономике страны можно было найти много мест и причин, где эти сотни миллионов долларов, отправляемые в Нацфонд, можно было использовать! Однако стратегическое видение возобладало верх и первые 660 миллионов составили активы Национального фонда РК на январь 2001 года.

Интересно наблюдать хронологию роста Нацфонда РК по годам – здесь, как на графике, становится сразу понятным, когда в мировой экономике были высокие цены на нефть и металлы, а когда нас настигали кризисы. Так, например, рубеж в первый десяток миллиардов долларов мы преодолели в 2006 году, когда показатель в 8,096 млрд долларов – к 1 января 2007 года вырос до 14,74 млрд. Чуть ли не в два раза!

За 2007 год Национальный фонд прирос еще на 6,81 миллиарда, а за 2008 год – на 6,4 миллиарда долларов! Но это не главные рекорды нашего роста. За один благословенный 2011 год Нацфонд вырос сразу на 14,08 миллиарда, за 2012 год – на 12,96 миллиарда, за 2013 – еще на 12,66 миллиарда долларов, достигнув на 1 января 2014 года суммы в 71,142 миллиарда!

Наивысшего абсолютного своего значения Нацфонд достиг перед кризисом 2015 года, когда в августе 2014 года вырос до 77,236 миллиарда долларов.

А вот какими были плохие годы. В 2009 году вместо пополнения своей копилки мы были вынуждены потратить из Нацфонда 3,34 миллиарда. Мировой финансовый кризис 2015 года начался во второй половине 2014 года, когда опустошил нашу копилку на 5,48 миллиарда, а в сам 2015 год – еще на 8,1 миллиард долларов.

На начало апреля 2020 года, по отчету Национального банка, валютные активы Нацфонда составили 57,5 миллиарда долларов, сократившись только за март на 2,5 миллиарда.

При этом нужно понимать, что значительная часть снижения активов фонда – также как и у приведенного в начале примера с Норвежским фондом – приходится на падение мирового рынка акций, в который вкладывались и мы. То есть по мере того, как эти ценные бумаги будут восстанавливаться в цене после «Великого карантина» – вырастут обратно и размеры активов нашего Нацфонда.

Своя рубашка ближе к телу

Вопросы уменьшения или роста стоимости ценных бумаг, в которые были инвестированы средства Нацфонда – они непосредственным образом относятся к его Сберегательной функции. То есть к тому, что Елбасы и действующие поколения планируют сберечь для потомков. Известно, что эти активы фонда вложены в гособлигации развитых и развивающихся стран, в корпоративные облигации инвестиционного уровня, в различные акции, а также в золото.

Но в такие кризисные времена как сейчас (и как было в кризисы 2009 и 2015 годов) для страны особенно важной становится Стабилизационная функция Национального фонда. То есть в периоды, когда наши флагманы – нефтянка и горно-металлургический комплекс – «зависают» из-за низких мировых цен, часть денег Нацфонда идет на то, чтобы страна могла жить и планомерно развиваться дальше.

Именно опираясь на трансферты из созданной 20 лет назад копилки, нынешний президент страны Касым-Жомарт Токаев и объявил о выделении значительных сумм – в целом порядка 10,8 миллиардов долларов (более 4,5 триллионов тенге) – на антикризисные меры и борьбу с коронавирусом.

Значительная часть этой суммы получит важное экономическое применение! Как, например, 1 триллион тенге на кредитование инвестиционных проектов под щадящие 6%. Под те же 6% годовых будет выделено 100 миллиардов тенге на поддержку создания новых производств. Малому и среднему бизнесу, которые, наверное, сильнее всех пострадали в нынешней коронавирусной буре, планируется дать под 8% сразу 600 миллиардов тенге на кредитование оборотных средств. Чтобы массово обеспечить новые рабочие места выделяется 300 миллиардов тенге на реализацию инфраструктурных проектов. Отдельной статьей выделяются миллиарды тенге аграриям на уверенное проведение посевной кампании.

Государство также объявило сейчас о беспрецедентно широких льготах по освобождению от уплаты различных налогов, причем по некоторым – до конца года. А ведь налоги – это бюджет, из которого государство выдает населению всевозможные пенсии и пособия. Так и эти несобранные деньги будут замещены трансфертом из стабилизационной части Национального фонда.

Тиынка миллиард бережет

Согласитесь, хорошо иметь свою заначку «на всякий случай». Тем более, если «случай» ныне выпал такой, что, как говорится, «не приведи Господь»!

«Подушка безопасности» сейчас полностью оправдывает свое предназначение. Как хорошо, что не нужно никому кланяться и просить в долг, как это было в кризисы 90-х годов. И хорошо, что на рубеже нулевых мы избежали соблазна просто раздать деньги из Нацфонда населению – а такие предложения тогда были.

Впрочем, соблазн потратить имеющиеся деньги существует всегда и присущ подавляющему большинству людей – думаю, это никому особо и доказывать не нужно. И потому, наверное, не случайно на самом высшем уровне в стране периодически звучат призывы бережнее относиться к накопленным средствам.

Буквально на прошлой неделе об этом говорилось и на Совете Безопасности страны.

«Мы накопили значительный объем средств в Национальном фонде. Он сейчас спасает страну в период кризиса, и не в первый раз. Но он не беспредельный, надо его использовать экономно и в крайних случаях», - отметил Первый Президент Казахстана Н. Назарбаев.

Уж ему-то, человеку, создавшему Нацфонд двадцать лет назад, наверное, совсем бы не хотелось, чтобы эти деньги уже закончились.
Безусловно, понимает это и действующий глава государства К. Токаев, который еще 16 марта в первом своем обращении о введении в стране чрезвычайного положения особо подчеркнул доставшееся ему богатое наследство.

«Благодаря дальновидной политике Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева, - сказал Касым-Жомарт Токаев, – международные резервы нашей страны достигли около 90 миллиардов долларов (это включая ЗВР Нацбанка в 30 миллиардов долларов – Н.М.). Это серьезная гарантия сохранения стабильности нашей экономики и выполнения социальных обязательств государства».

А 27 апреля, делая заявление о продлении в стране режима ЧП до 11 мая, действующий президент отметил, что почти 6 триллионов тенге направляется на поддержку граждан и бизнеса, и поручил правительству и контролирующим органам «обеспечить абсолютную эффективность расходуемых средств, прозрачность всего процесса финансирования».

Перед исполнительной властью теперь стоят очень сложные задачи по максимально бережному отношению к средствам Национального фонда. Уже всем очевидно, что из-за повсеместного обрушения цен на нефть и металлы – также как это было в 2009-м, 2015-2017 годах – пополнений в фонд ожидать не приходится. Прочих источников поступления у нас не предусмотрено, да и вряд ли какая-то отрасль сможет в ближайшей перспективе зарабатывать стране много валюты. Так что если не пополнять Нацфонд – так нужно хотя бы не сильно его потратить.

Сохранить как можно больше денег в Национальном фонде важно еще и по такой причине. Как в случае с лексической расшифровкой слова «кризис» с китайского – именно сейчас (как и при любом глобальном кризисе) складываются особенно благоприятные условия для покупки подешевевших по всему миру акций. Закончатся сложные времена, эти акции очень существенно вырастут в цене. Глядишь, тогда и мы к тридцатилетию нашего Национального фонда увидим в нем триллион долларов…

Нурлан Махмудов, Матрица.kz