Дедушка Галиахмет, мой дед со стороны отца родился в 1885 году. Осенью 1905 года был призван в армию (тогда был только осенний призыв). Деревня наша была и раньше не ясачная, а служилая, то есть, не платили ясак, но при необходимости деревня должна была предоставить в армию солдат. Но в начале 20 века, если не ошибаюсь, такое разделение перестало существовать, а забирали в армию по исполнению 20 лет согласно жребию, кто не вытянул жребий, могли призвать на сборы для подготовки к ополчению. Конечно же, махинации при жеребьёвки были сплошь и рядом. Могла ли деревня и по-своему решать кого отправить без жеребьёвки, не могу сказать. Из-за чего только он попал в армию, когда как его старшие братья не служили, невезенье или иные причины, трудно судить. Но то обстоятельство, что он служил, и определило его трагическую судьбу.
Отслужив положенные для сухопутного состава 3 года, был уволен в запас в осенью 1908 года. В 1909 году женился на нашей бабушке Мостагизе.
В 1910 году у них родился сын Галиахтем, в 1911 году – Нуриахмет, мой отец, в 1913 году родилась дочь Гульрауза.
В июле 1914 года, с началом войны его, естественно, в первую очередь призвали в армию из запаса. Он попал в 206 пехотный Мокшанский полк 77 пехотной дивизии, который формировался в Казанской губернии. Это не тот легендарный Мокшанский 214 пехотный полк, который участвовал в Русско-Японской войне 1904 – 1905 годов, с которым связан вальс «На сопках Маньчжурии», полное исходное название вальса - «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». 214 Мокшанский полк был расформирован, но знамя полка хранилась в 162 пехотном Ахалцыхском полку, расквартированном в Казани. 306 полк создавался на базе кадров из этого полка, получил знамя Мокшанского полка. Дивизия была включена в состав 27 армейского корпуса 2 армии Юго-Западного фронта. Пока дед был жив, полк участвовал в успешной, но связанной с большими потерями, Варшавско-Волынской операции.
В этой операции дед остался жив, но позже, 25 – 27 ноября 1914 года между Варшавой и Лодзью шли кровопролитные бои, в ходе которого, 27 ноября 1914 года, дедушка погиб.
Вместе с ним в одном полку служил мужчина с нашей деревни, вернувшись с войны, он бабушке рассказал, что дед погиб от попадания осколка снаряда в живот, причем умер не сразу. Конечно, не о месте гибели, не о дате гибели нам не было известно, я эту информацию нашел в форуме о Первой мировой войне:
«Шагиахметов Галиахмет рядовой Кшкловская д. Чембулат погиб 1914.11.27».
Как я уже писал в первом рассказе этой серии, наша деревня относилась к Царевококшайскому уезду Казанской губернии. «Кшкловская» - название волости.
Адрес форума: http://forum.vgd.ru/?o=1&t=39503&st=&p=1084930
Но за что погиб наш дед? За то, чтоб мусульманский (турецкий) уже в те годы Стамбул стал вновь православным Константинополем или Царьградом и пролив Босфор стал Российским? Да и православным солдатам было как до Луны, что Босфор, что Стамбул. А это было единственной целью Российской империи в этой войне. А что надо было помочь сербским «братушкам», на которых напала Германия, эта сказка не принимается. Всю жизнь помогали болгарским «братушкам», так в благодарность за это Болгария в обеих мировых войнах воевала против нас и сейчас, если что, будет по ту сторону фронта.