180 подписчиков

Вот такой суровый "армейский ТехноАрт". Редкий вездеход ЛуАЗ-972 (1901) "Геолог" 6х6

465 прочитали
Давно не возвращался к каналу, пора исправлять.

Как-то раз я зашёл в один из музеев военной техники в известном всем городе, куда я приехал полюбоваться на красивые закаты с крыши высотных домов посмотреть местные достопримечательности. Отпуск небольшой был, всего две недели. Да, было такое. Музей располагался частично на улице, а также основные выставочные залы в здании. Туда я зашёл вовсе не на просмотр его шикарных экспозиций, по-крайней мере мне так казалось в начале, а в гости. Было уже очень поздно, вечер, музей был закрыт для посетителей. Один мой хороший товарищ, по совместительству научный сотрудник музея, реставратор, пригласил меня на чашку чая в свой кабинет. Мы сидели, в начале пили чай, всё как обычно, разговаривали о прошлом, поскольку вместе с ним учились на одной специальности, а потом плавно перешли на музей и его экспонаты. Захотелось войти в зал и рассмотреть всё более подробно. Обстановка способствовала этому и я пошёл прогуливаться. Мой взгляд зацепился за него. ЛуАЗ-1902, весьма странный, шестиколёсный, увесистый, больше похожий на "мини танк", и я принялся рассматривать вездеход со всех сторон. До этого я многое видел, даже довелось покататься (пассажиром, потом немного за рулём) на другом, более легком и менее вычурном ЛуАЗ-967. Но этот, поражал своими конструкторскими решениями! Всё началось с прототипов, которые получили заводские индексы ЛуАЗ-972. Необычный армейский вездеход, который не ушёл дальше прототипов и испытательных пробегов, не побывал в строю, и ушёл в неизвестность. Мой товарищ высказался по этому поводу, окинув всю машину взглядом, он констатировал факт лишь одним предложением, но детально раскрывающим тему: "Вот такой суровый армейский техноарт". Для меня эта фраза была вполне ясна - вездеход, как произведение искусства, в реалиях, когда необходим прагматичный подход к вопросу.

Это было в 1975 году. Острый вопрос с армейскими малыми транспортёрами был в советской армии решённым. По-крайней мере, так казалось на первый взгляд. Ведь что ещё надо? Есть проверенный временем, простой, надёжный и неприхотливый "967-ой". Но нет, запросили другой. Более вместительный, чтобы мог транспортировать на себе до четырёх человек, или нести больше полезной нагрузки. Изрядное количество времени заняла разработка. Поскольку работать приходилось, учитывая специфику машины. Конструкторы старались, перебирали схемы и виды трансмиссий. Увеличившиеся габариты вездехода могли здорово сказаться на проходимости. Решение - добавление ещё одной ведущей оси. Путь чуть более сложный, чем делалось ранее, но его и выбрали. Закономерно. "Перетряска" конструкции случилась, и спустя некоторое время родился "972-ой". Тот самый прототип ЛуАЗа-1901, который появится в недалёком будущем.

Вот он, ЛуАЗ-1901 с колёсной формулой 6х6. Образ дополнен необычной окраской в два тона, помимо защитной основы, применены чёрные (возможно и тёмно-синие) пятна -  камуфляж.
Вот он, ЛуАЗ-1901 с колёсной формулой 6х6. Образ дополнен необычной окраской в два тона, помимо защитной основы, применены чёрные (возможно и тёмно-синие) пятна - камуфляж.

ЛуАЗ-972 успешно проходил уже в 1975 году, но тогда вылезла масса недоработок и проект быстро свернули. А вспомнили про него и возобновили работы лишь спустя 10 лет. Тогда же, уже в начальный период "Перестройки" задумали использовать прежние наработки по проекту "972" в обновлённом внедорожнике. Автомобиль получил новый индекс 1901, а также своё название "Геолог". Оно как раз и должно было намекать, что сфера применения - это не только армия, но и другие отрасли народного хозяйства. Да и в конструкции было немало новшеств. Двигатель вездехода, уже не тот, что был на предшественнике. Неудивительно, ведь МеМЗ-967, воздушного охлаждения, выдавал всего 30 л.с. Это очень скромный показатель, а ведь новый вездеход на порядок тяжелее. Нужен более мощный, с низовым диапазоном работы двигатель. Поэтому выбор пал на трёхцилиндровый дизельный агрегат, производства Харьковского завода транспортного машиностроения. Одна из специализаций завода - это как раз производство двигателей. Рабочий объём составлял 1,5 литра, мощность 51 л.с. Сам по себе двигатель достаточно компактный, хотя и рядный (а они как известно, бывают ох какими громоздкими). Здесь же небольшой, тяговитый и неприхотливый мотор, поедающий в среднем 12 литров топлива на 100 км пути. Это в среднем, вы же понимаете, где эксплуатируется данная техника, в таких условиях о расходе забывают, точнее, берут с собой запас горючего и едут, периодически пополняя баки.

По дорогам скорость составляла "максимальные" 60 км/ч. Для передвижения по воде, а на это "Геолог" был способен, ведь предусмотрен специальный водомётный движитель. По водным преградам можно было двигаться со скоростью не выше 5 км/ч. Мосты на ЛуАЗ-1901 были установлены равномерно, подвески всех колёс независимые с колёсными редукторами, здесь конструктивно завод оставался верен уже испытанным схемам. Благодаря этому вездеход мог довольно плавно передвигаться по пересечённой местности, а также штурмовать подъёмы с наклоном чуть ли не под 60 градусов. Рабочее место водителя расположено на сей раз по центру. Для вездеходной техники это вполне практичное решение, которое расширяет обзор. Носовая часть машины по сравнению с первыми прототипами стала больше похожа на катер, ведь не забываем это амфибия. Поэтому она получилась острая и высокая, водитель уже не видит перед собой выступающий капот двигателя. Ещё из изменений, лобовое стекло теперь не откидывалось, хотя ранее на "967-ом" была такая опция. Но здесь же к стеклоочистителю прилагается ещё и полноценный омыватель, бачок размещался справа в передней части машины, а на панели приборов был соответствующий переключатель. Одна деталь: на разных прототипах машины встречался стеклоочиститель с креплением снизу, а на другом уже сверху. Руль устанавливался от "Таврии".

ЛуАЗ-1901 на выставке (здесь хороша видна задняя часть машины, она претерпела изменения). Двигатель теперь находится сзади, кожух можно откидывать, и такое решение упрощает доступ к мотору, его можно обслуживать с любой стороны, все узлы будут видны.
ЛуАЗ-1901 на выставке (здесь хороша видна задняя часть машины, она претерпела изменения). Двигатель теперь находится сзади, кожух можно откидывать, и такое решение упрощает доступ к мотору, его можно обслуживать с любой стороны, все узлы будут видны.
Вот закрытый вариант, с камуфлированным тентом.
Вот закрытый вариант, с камуфлированным тентом.

Общий вес вездехода составлял 1 900 кг. При этом можно было загрузить 660 кг полезной поклажи. Показатель довольно скромный, учитывая предназначение машины. Видимо и здесь сказалась недостаточная мощность двигателя и сомнительный ресурс усложнённый трансмиссии. Наверное так, а на что ещё иначе можно подумать, если проект браковали и откладывали на долгие годы. Неутешительный итог, вездеход не стал выпускаться массово, ожидания конструкторов не оправдал. Не нашлось на него спроса, а позднее в 1990-ые эра легких транспортёров переднего края (ТПК) подошла к закату. Сейчас такого звена в армии РФ уже подавно не существует. Для гражданской жизни ЛуАЗ-1901 также не сгодился, потому как подобную технику использовать приходилось бы очень ограниченно. Поэтому и не заинтересовались им нефтяники и геологи, а также люди пободных им профессий. Куда выгоднее оказалось снаряжать грузами и бороздить глухие места тайги, тундры на тяжёлых гусеничных вездеходах. Сегодняшние экземпляры - это как раз и есть музейные экспонаты и не более того. ЛуАЗ-1901 остался образцом внедорожной техники позднего СССР.

Давно не возвращался к каналу, пора исправлять.-4

Интересные статьи:

ЛуАЗ-967
Москвич-410
УАЗ-2315
ГАЗ-66
Давно не возвращался к каналу, пора исправлять.-5