Найти в Дзене
Здравый смысл

Ложь и манипуляция: разбираем статью о Яндексе и Навальном

Оглавление

Примечание: текст ниже является личным мнением атвора статьи. Читатели могут составить своё собственное мнение на основе оригинального текста.

Итак, сегодня мы разбираем статью "Первого Антикоррупционного СМИ" про Яндекс:
https://pasmi.ru/archive/267202/ .

Заголовок

«Яндекс» провел эксперимент по дискредитации Навального.

Громкий, кликбейтный заголовок, содержит два привлекающих внимание имени: "Навальный" и "Яндекс", а также обвинение в адрес российской компании.

Расшифровка

Экспериментальный метод дискредитации оппозиционного политика Алексея Навального опробовали в компании «Яндекс». В ходе эксперимента пользователям российского поисковика выдавались только негативные материалы про политика.

Важно отметить, что здесь содержится прямое обвинение компании Яндекс в попытке участия в политической борьбе: фраза "опробовали в компании «Яндекс»" не может не предусматривать умышленности деятельности. Второе предложение не даёт однозначного ответа на вопрос, является ли выдача негативных материалов целью или же побочным эффектом эксперимента, однако в совокупности с первым предложением получаем единственную трактовку: Яндекс показывал только негативные материалы про Навального с целью его дискредитации.

Посмотрим, проверили ли свои утверждения сотрудники Первого Антикоррупционного СМИ
Посмотрим, проверили ли свои утверждения сотрудники Первого Антикоррупционного СМИ

Фактовая часть

На однобокие результаты поиска в «Яндекс» по запросу «Навальный» обратил внимание портал TJ.

Здесь техническая ошибка - нет ссылки на оригинальную статью TJ. Вот она: https://tjournal.ru/news/162614-yandeks-vsemi-svoimi-servisami-risuet-obraz-navalnogo . Тут мы видим, что в данном случае некорректно говорить "портал TJ", т.к. это блог частного пользователя (в данный момент к тексту добавлены комментарии редакции).

Так, при поиску по фамилии оппозиционера рядом с выдачей показывались так называемые виджеты в форме подсказок, видео и новостей. Все виджеты были только негативной направленности с заголовками вроде «Боты Навального накрутили просмотры эфира Соболь на „Эхе Москвы“» или «Безграмотность Навального может привести Россию к экономическому краху».

Во-первых, грамматическая ошибка "при поиску", верно говорить "при поиске". Во-вторых, в тексте на TJ есть только несколько скриншотов, по ним нельзя утверждать что-либо про все новости. В-третьих, "негативная направленность" - оценочное суждение редакции, что недопустимо в новостных статьях.

Как сообщают «Открытые медиа», пресс-служба «Яндекса» объясняет произошедшее «экспериментом»: «Мы изучим его результаты и на основании этих данных решим, как доработать функциональность в будущем».
После обращения журналистов алгоритм подбора виджетов изменился, рекомендуемая информация приобрела более нейтральный характер.
Позднее пресс-служба «Яндекса» назвала происходящее «продуктовой ошибкой» и подчеркнула, что «Яндекс» «никогда не использовал и не использует факторы на основе оценочных суждений и признаков в формировании поисковой выдачи».

На этом фактическая часть информации заканчивается Т.о. Яндекс подтвердил, что имел место некий эксперимент.

Вердикт

Никаких подтверждений заголовка статьи в статье не содержится. Итог: ЛОЖЬ.

Оставляйте ссылки в комментарии на статьи (из СМИ, блогов, Дзена), разбор которых вам хотелось бы увидеть. Удачи!