«Пятёрка»! – Высший балл в школе, ключевая единица в хоккее (кстати, отличный канал в ЯндексДзене! – «5 лучших!»)… А в музыке? В Большой Музыке?
Какие музыкальные коллективы, альбомы или произведения могут по праву считаться лучшими из лучших?
А вот какие! Как водится на этом канале, отобраны только пять. Но эти пять – вне конкуренции!
Итак…
С первой позиции стартует знаменитая тема джазового пианиста Дэйва Брубека и саксофониста Пола Дезмонда Take Five, только не в классическом, широко известном авторском исполнении, а так, как её услышали и спели дуэтом выдающиеся вокалисты-импровизаторы – Эл Джерроу и Курт Эллинг.
Одна из самых лучших версий! И уж точно – самая весёлая.
Al Jarreau & Kurt Elling - Take Five.
***
Цифра «5», венчающая обложку пятого альбома американского гитариста-сонграйтера Джей Джей Кейла, есть не что иное, как слегка подредактированный и сильно увеличенный фрагмент пятидолларовой купюры.
Несмотря на то, что эта пластинка 1979 года в чарте Billboard-200 поднялась лишь до 136-ой строчки, слушается она легко и с удовольствием. А главной изюминкой этого альбома Кейла безусловно является композиция Sensitive Kind, известная у нас больше как перепетая «Калиновым мостом» и Дмитрием Ревякиным «Девочка летом».
Sensitive Kind – J.J. Cale
***
«Пятая» симфония Людвига Ван Бетховена! Кто возьмётся спорить с её могучим началом? С судьбой, стучащей в двери? – Па-ба-ба-баммм! Па-ба-ба-баммм!
Над своим самым известным, монументальным произведением автор, к тому времени уже практически оглохший, трудился три года, насыщая её короткими, выразительнейшими, гениальными темами, которых было столько, что их хватило ещё на две известные симфонии – Четвертую и Шестую «Пасторальную».
Эталонным исполнением Пятой в среде знатоков часто считается версия немецкого дирижера Вильгельма Фуртвенглера. В то же время прочтение этого бетховенского шедевра другим выдающимся дирижером Гербертом фон Караяном эстеты от классической музыки часто игнорируют. Но мы остановимся именно на поздне-караяновском исполнении этого монументального бессмертного произведения, автор которого, уже будучи полностью глухим страстно восклицал: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не удастся окончательно сломить меня. О, как прекрасно прожить тысячу жизней!» И он схватил её, Судьбу! И он проживает уже не первую тысячу жизней.
Beethoven: Symphony No. 5 / Karajan · Berliner Philharmoniker
***
Нельзя не вспомнить и о феноменально популярном в 70-е годы коллективе The Jackson 5, состоящем из пяти братьев Джексонов - Джеки, Тито, Джермейна, Марлона и Майкла. Да-да, того самого Майкла Джексона, которого позже стали называть Королем Поп-Музыки.
Dancing Machine - The Jackson Five
***
Закрыть наш концерт можно было бы поручить знаменитым джазовым «пятеркам» - «первому» или «второму» квинтетам гениального трубача-новатора Майлса Дэвиса. Думаю, возражений ни у кого не возникло бы, но…
Пусть прозвучит также квинтет, также с участием этого джазового гения, но возглавит его великолепный альт-саксофонист Кэннонболл Эддерли. – «Осенние листья». Композиция, открывающая альбом 1958 года Somethin' Else. – Восемь минут чистого удовольствия,изливаемого из аскетично-прохладной трубы Дэвиса, импрессивного саксофона Эддерли, выметаемого щетками знаменитого джазового ударника Арта Блейки, рождающегося под пальцами пианиста Хэнка Джонса и его брата, контрабасиста Сэма Джонса.
Cannonball Adderley Quintet - Autumn Leaves.
Это была великолепная музыкальная «Пятёрка» на канале «5 лучших!».
Жмите «класс»! Подписывайтесь! Дальше будет в пять раз интереснее!
Искренне Ваш, Лев Комов.