Материал подготовлен на основании авторской статьи, размещённой на сайте «ГлавПахарь».
Большинство современных производителей тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин наряду с колесным типом движителя предлагают модели на гусеничном ходу. Выбор того или иного типа ходовой системы зависит от ряда факторов: универсальность, удобство применения, простота ремонта или технического обслуживания, конкретные производственные условия при выполнении сельскохозяйственных операций, стоимость приобретения техники и затраты денежных средств на ее эксплуатацию, расход топлива, удобство передвижения по асфальтированным дорогам и многое другое.
Некоторые критерии, исходя из которых следует отдавать предпочтение колесному ходу или гусеничному движителю, требуют детального рассмотрения. В этой связи «ГлаваПахарь» подробно изучил все преимущества и выявил недостатки популярных ходовых систем.
Затраты на приобретение, ремонт и техническое обслуживание
Если рассматривать ценовой диапазон тракторов, можно сделать вывод, что гусеничная техника при прочих равных условиях стоит дороже, поскольку такой тип движителя имеет большее количество составляющих деталей и узлов. Наличие дополнительных элементов в конструкции гусеничного хода является причиной дополнительных затрат труда и денежных средств на очистку, обслуживание и ремонт. Замена подвижных элементов гусениц вследствие их износа также обойдется в разы дороже замены изношенных шин колесного трактора. В этой связи, по критерию затрат на приобретение, ремонт и техническое обслуживание колесный трактор имеет определенные преимущества.
Тягово-сцепные качества и проходимость
Основное преимущество резиновых или резинометаллических гусениц заключается в увеличенной площади контакта, создаваемой растягивающейся между приводными и опорными элементами гусеницей. Полугусеничный ход также имеет в этом плане некоторые преимущества в сравнении с колесным ходом трактора.
Например, гусеница трактора Challenger MT755D шириной 635 мм, имеет статическую площадь контакта с почвой равную 3,1 кв. м. Для сравнения — радиальная шина Michelin AXIOBIB, установленная на схожий по техническим характеристикам трактор с задними колесами IF 800/70R38 и передними IF 650/75R30, обеспечивает статическую площадь контакта с почвой 1,5 кв. м.
Большая площадь контакта способствует эффективной эксплуатации машинно-тракторных агрегатов при выполнении операций, требующих значительных затрат мощности, таких как основная обработка почвы и посев комбинированными агрегатами, глубокое рыхление и чизелевание почвы.
За счет снижения затрат времени на выполнение регулировок повышается производительность, поскольку гусеничный движитель не требует существенных настроек. Единственное, что можно сделать для увеличения сцепного веса трактора — обеспечить установку дополнительного балласта в передней части. Колесный движитель требует регулировки и контроля давления воздуха в шинах в зависимости от выполняемых операций и состояния почвы.
Буксование и расход топлива
При использовании балластных грузов гусеничный движитель способен работать с минимальным буксованием не превышающим 3-5%, в то время как трактор на колесном ходу с балластными грузами и оптимальным давлением воздуха в шинах работает с буксованием 8-12%.
При такой разнице в буксовании движетелей возникает очевидное предположение, что для выполнения одной и той же операции в равных условиях и идентичными по характеристике тракторами, различающимися только типом движителя, гусеничный трактор будет расходовать меньше топлива на гектар обработанного поля.
Также остается открытым вопрос о том, сможет ли колесный трактор конкурировать по проходимости в тяжелых условиях эксплуатации.
Однако прогресс в производстве шин с высокими эксплуатационными характеристиками и мастерство тракториста позволяют извлечь определенные преимущества при эксплуатации трактора на колесному ходу и оставляют вопрос о топливной экономичности и проходимости открытым.
Возможность работать на почвах с низкой несущей способностью
В случае неблагоприятных погодных условий, затяжных проливных дождей, поздней весны или ранней осени тракторам и самоходным сельскохозяйственным машинам приходиться работать на почве с низкой несущей способностью.
В большинстве случаев гусеничный ход обеспечит лучшую проходимость, что может послужить причиной приобретения гусеничного трактора, если у сельскохозяйственного производителя стоит задача интенсивного использования техники в подобные периоды.
Снижение нагрузки на почву
Деградация почвы вследствие многократных проходов сельскохозяйственной техники является одной из основных причин снижения урожайности. Известно, что переуплотнение верхних почвенных горизонтов приводит к увеличению объемного веса и снижению плодородия почвы. Это является причиной ухудшения физико-механических свойств почвы, снижению аэрации и замедлению биологических процессов, при этом снижение плодородия может достигать 20%.
В этом плане гусеничный движитель имеет несомненные преимущества, поскольку распределение массы трактора на гусеничном ходу, имеющего большую площадь контакта в сравнении с колесным движителем, позволяет уменьшить удельное давление на поверхность поля.
Высокая маневренность и малый радиус поворота
Радиус поворота трактора является важнейшим параметром, определяющим размеры поворотных полос, при чрезмерном увеличении которых снижается рабочая длина гона. Данный факт приводит к уменьшению производительности машинно-тракторного агрегата за счет более раннего выглубления рабочих органов или отключения приводов прицепных машин.
Маневренность трактора позволяет качественно обрабатывать участки сложной конфигурации и выполнять рабочий процесс в труднодоступных местах — вблизи линий электропередач, ограждений, многолетних насаждений и иных препятствий. Если сравнивать колесный и гусеничный ход, то преимущество безусловно остается за гусеничным трактором, для которого радиус поворота существенно меньше.
Удобство передвижения по дорогам с твердым покрытием
Появление резинометаллических и резиновых гусениц позволило тракторам без проблем перемещаться на рабочие участки по дорогам общего пользования. Для реалий сельскохозяйственного производства Российской Федерации тракторам приходится довольно часто следовать на рабочие участки и возвращаться в парк по асфальтированным дорогам. Учитывая, что ширина трактора на гусеничном ходу меньше ширины колесных тракторов со сдвоенными и строенными колесами, преимущество остается за резиновыми и резинометаллическими движителями. Однако колесные тракторы позволяют развивать несколько большую скорость и обеспечивают мягкий ход по дорогам с твердым покрытием, что делает критерий передвижения по асфальтированным или бетонным дорогам спорным для выявления преимуществ того или иного типа движителя.
Универсальность
Учитывая все рассмотренные преимущества следует обратить внимание на такой важный критерий, как универсальность. Действительно, большинство сельскохозяйственных операций требует применения универсальных колесных тракторов для выполнения таких работ как внесение удобрений и химических средств защиты растений, уход за сельскохозяйственными культурами, междурядные обработки, работы на фермах, транспортные операции.
Применение гусеничного движителя ограничено выполнением тяжелых почвообрабатывающих операций, требующих развития огромных тяговых усилий и высоких тягово-сцепных качеств при агрегатировании трактора с широкозахватными машинами.
Колесный движитель можно считать более подходящим для выполнения большинства сельскохозяйственных операций. Также колесный трактор удобен для эксплуатации с навесным погрузочным оборудованием. Для работы в крупных хозяйствах, где приходится выполнять основную обработку полей большой площади целесообразно оснастить парк машин несколькими тракторами на гусеничном ходу.
Подведение итогов
Подводя итог, следует отметить следующие преимущества и недостатки колесных и гусеничных движителей.
Преимущества гусеничного движителя:
- плавность хода по полям с неровным рельефом;
- более стабильная работа на склонах;
- высокая маневренность;
- высокие тягово-сцепные качества и возможность использования на различных почвах;
- минимальные регулировки для функционирования ходовой системы.
Недостатки гусеничного движителя:
- низкая управляемость;
- вибрация на твердых поверхностях;
- низкая транспортная скорость;
- высокая стоимость приобретения.
Преимущество колесного движителя:
- универсальность применения;
- плавное движение по дорогам с твердым покрытием;
- удобное рулевое управление;
- низкие затраты на приобретение, техническое обслуживание и ремонт;
- высокая транспортная скорость.
Недостатки колесного движителя:
- сравнительно высокое буксование движителей;
- повышенная чувствительность к неровностям поля;
- неудовлетворительная работа на склонах;
- низкая проходимость на переувлажненных почвах.
Узнавайте первыми самые актуальные новости сельхозтехники России и мира на нашем сайте «ГлавПахарь».