Найти в Дзене

Худшая игра про Холмса, которую не спасают даже Ливанов и Соломин.

Оглавление
Это вторая статья на моем канале про игры с Шерлоком Холмсом в главной роли. Первую, о действительно интересной и качественной "Шерлок Холмс: Преступления и наказания", можно почитать здесь.

Сложно найти обитателя пост-советского пространства, родившегося, скажем, до 1999 года, который ни разу не видел классический сериал Игоря Масленникова, где роли Холмса и Ватсона виртуозно исполнили Василий Ливанов и Виталий Соломин. Для большинства, эти фильмы и эти актеры - вершина "шерлокианы", тот высочайший стандарт, по которому оцениваются любые другие экранизации (даже несмотря на то, что "отсебятины" в этой версии тоже хватало, но картину она не портила). К числу преданных фанатов "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона" с детства принадлежу и я. Надо ли говорить, что выпущенная в декабре 2000 года компанией "Бука" игра "Шерлок Холмс: Возвращение Мориарти", на обложке которой красовалась надпись "Главных героев озвучивали Василий Ливанов и Виталий Соломин", вызвала у меня плохо сдерживаемый приступ восторга и воплей "Хочу-хочу-хочу", адресованных родителям. Реальность, правда, оказалась менее радужной, и даже малолетний я понял, что где-то нас обманули. Но давайте по порядку.

-2

ЧТО ЭТО ЗА ИГРА, ЛЕНИВЕЦ?

"Шерлок Холмс: Возвращение Мориарти" принадлежит к безумно популярному на рубеже веков жанру "русский квест". Первые игры в этом направлении были действительно изобретательными и хорошо анимированными, поэтому какие-нибудь "Петька и Василий Иванович спасают Галактику" или "Братья Пилоты" вызывают вполне понятные приступы ностальгии. Однако жанр был быстро поставлен на поток, что породило уродцев, вроде "ШтЫрлица" - с убого нарисованными задниками, отвратительно анимированными персонажами и пошлым юмором. "Возвращение Мориарти" стало попыткой "Буки" выпустить серьезный и респектабельный "русоквест". Попытка, как показывает время, оказалась неудачной по нескольким причинам.

Бэйкер-стрит 221Б. Большую часть комнаты, в воображении авторов, занимает ковер.
Бэйкер-стрит 221Б. Большую часть комнаты, в воображении авторов, занимает ковер.

ПРИЧИНА №1 "ОНА БЫЛА НЕИГРАБЕЛЬНОЙ"

Судя по всему, разработчиков торопили выпустить продукт как можно скорее. В результате, люди, потратившие на эту прелесть 120 рублей (по тем временам - деньги вполне серьезные) получали игру, которую можно было пройти только, если случится чудо, и игра сработает так, как должна. По факту, она была полна глюков - в первой "главе" можно было наткнуться на предметы и персонажей, которые не должны были появится до третьей или даже четвертой. Многие "триггеры" не работали - то есть, игрок мог сделать все правильно, но игра не регистрировала эти действия, в результате чего оставалось только слоняться по локациям без возможности продвинуться дальше по сюжету. "Бука" уже в январе-феврале 2001 выпустила патч, но нужно помнить, что в те времена скачать из интернета даже 300-400 килобайт было сложно, не говоря уже о том, что многие "непродвинутые" юзеры даже не знали о такой возможности.

Ох, этот кэб и его возница, выглядящие так, словно их рисовал в Paint не очень опытный художник, а авторы не придумали ничего лучше, как вставить в игру "как есть".
Ох, этот кэб и его возница, выглядящие так, словно их рисовал в Paint не очень опытный художник, а авторы не придумали ничего лучше, как вставить в игру "как есть".

ПРИЧИНА №2 "ГЕРОИ НЕ БЫЛИ ПОХОЖИ НА СЕБЯ"

Причем как внешне, так и с точки зрения сценария. Нет, ну вы посмотрите на скриншоты! Опознать в убого отрисованных персонажах Ливанова и Соломина могли только люди, которым очень хотелось полюбить эту игру. Про совпадение с образами из книг и советского сериала (раз уж игра всячески намекает, что является его продолжением) лучше вообще промолчать. Только в самой первой главе Ватсон нагло "тырит" деньги Холмса и прячет их в дымоходе, а потом пытается "отбрехаться", когда Шерлок его изобличает. Впрочем, мелкое воровство - фигня, по сравнению с массовым убийством. Так, Холмс не находит лучшего решения проблемы заполонивших Лондон бездомных "зомбированных" бродяг, как, на манер Гамельнского крысолова, загипнотизировать их игрой на скрипке и... утопить в Темзе! Реально?!

В Скотланд-ярде, видимо, делали ремонт ребята из РЖД. Объяснить иначе эти чудесные двери, которые "режут глаз" на фоне остальных декораций, я не могу.
В Скотланд-ярде, видимо, делали ремонт ребята из РЖД. Объяснить иначе эти чудесные двери, которые "режут глаз" на фоне остальных декораций, я не могу.

ПРИЧИНА №3 "НАС ОБМАНУЛИ С АКТЕРАМИ"

Видимо, в какой-то момент, уже после того, как Ливанов и Соломин начитали свои диалоги, сценарий либо был переписан, либо выяснилось, что часть его страниц маститые актеры озвучить не успели. Так что каково же было мое изумление, когда во второй главе Холмс, вместо знакомого хриплого баса Ливанова, внезапно заговорил голосом "Василия Ивановича" из одноименной игры (или Шуры Каретного) - а именно актера озвучки Александра Пожарова, которого призвали затыкать дыры.

-6

ПРИЧИНА №4 "СЮЖЕТ И ЛОГИКА"

Итак, дамы и господа, насколько адекватным можно назвать сюжет, в котором тело Мориарти, упавшего с Рейхенбахского водопада, случайно вымывает на место сатанинского ритуала, в результате тот превращается в упыря и начинает сверхъестественно кошмарить Лондон? К истории приплетаются еще и Джек-Потрошитель (который оказывается хорошим парнем) и помёт собаки Баскервилей. А в конце нам нужно будет сплавать к южноамериканским шаманам и заколдовать пулю для убийства Мориарти. Что, простите?! Не особо помогает и тот факт, что авторы сценария игры, похоже, знакомы с оригинальными рассказами и героями, в лучшем случае, только в контексте когда-то отсмотренного сериала, а в худшем - анекдотов по его мотивам. Масленников, в своей экранизации, щедро добавил юмора, но "Возвращение Мориарти" пошло дальше, сделав миссис Хадсон, Генри Баскервиля и Бэрримора, Лестрейда и Майкрофта полными идиотами, которые нужны только для плохо написанных шуток. С мешаниной из "Некрономикона", Потрошителя и зомби та же история - Frogwares в своей серии игр про Холмса доказали, что добавить эти элементы в "шерлокиану" можно, причем сделав это уместно и уважительно. Здесь - опять же, лишь источник для отсылок и повод для когнитивного диссонанса.

-7

С логикой тоже непорядок. Загадки в игре варьируются от вполне логичных и тривиальных (приманить кошку валерьянкой, которую нужно купить в аптеке) до абсурдных, которые здравому человеку в голову не придут (в игре есть момент, когда необходимо поймать бармена за разбавлением виски - вот уж задачка, достойная Холмса). В общем, довольно классическая для "русоквестов" ситуация из разряда "объедините лодку, лопух и швабру, чтобы получить резиновую женщину и соблазнить Гитлера". И я почти не шучу.

Холмс и Ватсон в воображении местных художников. На Ливанова и Соломина похожи чуть меньше, чем "никак".
Холмс и Ватсон в воображении местных художников. На Ливанова и Соломина похожи чуть меньше, чем "никак".

ПРИЧИНА №5 "ГРАФИКА"

Постараюсь обойтись без пространных описаний и снобизма. Естественно, сравнивать графику из русского рисованного квеста 2000 года с современными аналогами будет крайне нечестно. Поэтому... Давайте сравним ее с играми в том же жанре, но вышедшими раньше. Например, Broken Sword (1996), Larry VII: Love for Sail (1996) или Simon the Sorcerer 2 (1995). Нужно ли что-то добавлять? Плохо нарисованные декорации, герои, непохожие на самих себя, ужасные анимации (особенно хорош момент, в котором Ватсону забыли/поленились нарисовать сцену прицеливания из пистолета, поэтому он просто застывает посреди анимации, сделанной для осмотра револьвера, а бедный Виталий Соломин вынужден начитывать текст грозным голосом, словно добрый доктор взял подозреваемого на мушку). Фон и персонажи абсолютно не гармонируют друг с другом, словно их делали разные люди, а потом склеили с мыслью "и так сойдет". В общем - ужас!

ТЫ, ПРЯМО, РАЗОШЕЛСЯ, ЛЕНИВЕЦ!

Каюсь, есть немножко. "Возвращение Мориарти" - это очень ленивая попытка "срубить бабла", отягощенная глюками, наплевательским отношением к первоисточнику, идиотскими "паззлами" и отвратительной графикой. Плюса у неё может быть только два - это, собственно, Ливанов и Соломин, которые всегда восхитительны, да смутное чувство ностальгии по играм начала "нулевых", которое развеивается после пары минут игры, когда понимаешь, что она ужасна не потому, что морально устарела, а потому, что изначально была плохой. И наглая эксплуатация детской (и взрослой) любви к "Шерлоку Холмсу" Масленникова делу совсем не помогает!

Все статьи в "Путешествиях Ленивца" можно удобно найти здесь.
-10