Пьета с итальянского звучит как Pietà и обозначает сочувствие, сострадание. Пьета Микеланджело - иконографическая сцена, где дева Мария оплакивает мертвого Христа, первая и самая интересная работа мастера. Единственный ее оригинал уже более 500 лет хранится в соборе Святого Петра в Риме - Piazza San Pietro.
В 1498 году Жан Билэр де Лагрола , кардинал, посол французского короля Карла VIII при дворе папы Александра VI Борджиа, захотел изготовить скульптуру для украшения капеллы Святой Петрониллы в соборе Святого Петра. Капелла на тот момент принадлежала королю Франции.
Якопо Галли, влиятельный римский банкир, друг и покровитель Буонарроти в одном лице, выступал посредником этой сделки.
26 августа 1498 года был подписан официальный контракт с 23-летним скульптором Микеланджело Буаноротти. Согласно контракту работа оценивалась в 450 золотых дукатов (это - целое состояние), а срок ее выполнения ограничивался одним годом.
Через год, в 1499 году произведение размерами 174×195×69 см увидело свет. Еще год спустя скульптурную группу поместили в храме Святого Петра в Риме. Там она находится и сегодня.
Микеланджело не утопил Марию в горе. Её лицо удивительно красивое, живое и свежее. Горе мы читаем в глубине её жестов и позе. Она инстинктивно стремится защитить сына.
На безжизненном лице Иисуса отпечатаны пережитые им перед смертью страдания и муки.
Мастер передал через скульптуру духовную и физическую мощь женщины и матери, превратив складки платья в своеобразный пьедестал для пирамидальной композиции и подчеркнув излом закоченелого тела Христа.
Учеными были просчитаны размеры фигур. Если фигуры выпрямить и поставить вертикально, то рост Иисуса составит не меньше 175 см, а рост Мадонны – приблизительно 205 см. Если бы пропорции были иными, то скульптура не смогла бы держать равновесие.
Подписывайтесь на наш канал и помните: искусство становится вашим, когда вы смотрите на него!