Близится 75-летие конца Великой отечественной войны и, дабы не предстать в ваших глазах автором аморальным и лишенным уважения к подвигу героев, я хочу опубликовать обзор на фильм новозеландского режиссера Тайка Вайтити "Кролик Джоджо" сейчас, когда до 9 мая еще больше недели.
Убедительно прошу каждого из вас, независимо от уровня патриотизма и осведомленности о событиях той ужасающей войны, принять как факт, что весь фильм это одна большая сатира, призванная ни в коем случае не романтизировать нацизм и его режим, а показать силу пропаганды и внушения ложных нравственных устоев гражданам Германии. Всем от мала до велика.
А теперь представьте себе десятилетнего мальчика, живущего в нацисткой Германии...
"Кролик Джоджо" (Новая Зеландия, Чехия, США; 2019)
Жанр: драма, комедия, исторический, военный
Реж.: Тайка Вайтити
В ролях: Роман Гриффин Дэвис, Томасин МакКензи, Скарлетт Йоханссон, Тайка Вайтити, Сэм Рокуэлл, Ребел Уилсон и др.
КП: 8 IMDb: 7.9
Маленький Йоханнес Бетслер (Роман Гриффин Дэвис) всем сердцем любит не только свою заботливую маму Рози (Скарлетт Йоханссон), но и великого Адольфа Гитлера. Стоит заметить что любовь к фюреру у Йоханнеса, ласково именуемого мамой Джоджо, сильна настолько, что его мозг создал себе воображаемого лучшего друга Адольфа (Тайка Вайтити).
Фанатично веруя в нацисткий режим и демонический образ евреев член Гитлерюгенда Джоджо, не умеющий даже самостоятельно завязать шнурки, в числе таких же юных фанатиков отправляется на выходные в военно-патриотический лагерь, руководит которым капитан Клензендорф (Сэм Рокуэлл). В ходе пугающе-безумных уроков анатомии евреев, метании гранат и прочего ужаса будущей войны Джоджо трусит под прессингом старших наставников и отпускает кролика, которого должен был убить голыми руками. Подгоняемый общим унизительным гоготом мальчик убегает в лес, где воодушевленный лучшим другом Гитлером срывается с места и, нарушив все до единой техники безопасности, подрывается на собственной гранате.
Проходя реабилитацию после серьезных травм, Джоджо не покидает дом и считает себя чудовищем, чье изуродованное лицо должно повергать встречных в ужас. Любящая мать помогает мальчику получить не пыльную работу в штабе Гитлерюгенда и казалось бы жизнь Джоджо налаживается, как вдруг он обнаруживает девочку, скрываемую матерью в стенах дома. И не просто девочку, а еврейку.
С появлением Эльзы (Томасин МакКензи) мир Йоханнеса переворачивается с ног на голову: с одной стороны он хочет сдать грязную девчонку властям, тем самым завоевав дружбу фюрера, с другой тем самым он подставит маму, которую привлекут за сокрытие врага народа. А это ничем хорошим не кончится.
И вот тут фильм начинает стремительно меняться. Из местами абсурдистской комедии о нелепости нацисткой пропаганды, представляемой режиссером через призму восприятия внушаемым десятилетним мальчиком, действие превращается в психологическую драму на фоне стремительно сгущающихся ужасов войны.
Постепенно Джоджо и Эльза сближаются, а после мальчик даже рассказывает лучшему другу Йорки что завел девушку. Все больше противоречий вызывает у Джоджо окружающий его режим, преданность Гитлеру ослабевает, а евреи уже не кажутся такими страшными. И может они даже такие же люди.
Чем сильнее меняется Джоджо, тем менее ярким становится мир вокруг него, воздушные замки рушатся, а вскоре город попадает под бомбежку.
Бессмысленно отрицать что на протяжении всего фильма мы видим как маленький внушаемый фанатик Джоджо растет и меняется, трансформируется в сознательного юного мужчину Йоханнеса, развенчивая внутри себя иллюзии "единственно правильного" режима.
Что особенного есть в трагикомедии Тайка Вайтити? Доступный изящный юмор, нарочито гротескные персонажи, влюбляющие в себя с каждой минутой все сильнее, постоянное развитие сюжета, завораживающая техничностью операторская работа, выверенная до миллиметра. Конечно же отличное музыкальное решение, делающее события столь далекие от нас доступными и понятными на уровне всех органов чувств. Если в начале фильма смеешься до колик, то в конце - силишься сдержать истошный стон и слезы. И не каждому это удается.
Чего нет в трагикомедии Тайка Вайтити? Нет провозглашения нацизма и восхваления фигуры Адольфа Гитлера. Нет издевки над ужасами войны и умаления героизма жертв участников тех событий. Нет ничего, что могло бы намеренно задеть даже самого ранимого зрителя.
Я готов позиционировать этот фильм как "семейный", но только если ваша семья интересуется настоящим высоким искусством.
Я советую этот фильм к просмотру всем, кто хочет развивать художественный вкус и не предвзятое мнение.
И, конечно же, я считаю что фильм "Кролик Джоджо" стоит посмотреть в преддверии Дня победы. Ведь весь фильм призван напомнить насколько отвратителен и безумен весь нацистский режим.
Моя оценка 10/10.
Приятного просмотра!