Рафаэль Санти. Имя этого удивительного художника неразрывно связано с образом Мадонны. Ее чистый, святой лик стал личным брендом кисти непревзойденного итальянского живописца эпохи Возрождения. Свою любовь к матери, Рафаэль Санти перенес на полотна. Печальные глаза Мадонны отражают тоску Мастера и боль от ее ранней утраты.
Все творчество художника проникнуто чувственной красотой. Имя Мастера, Рафаэль, в переводе с древнееврейского " Бог Исцелил", как нельзя точно отражает его божественную миссию. Мадонны Рафаэля изумляют своей реалистичностью, Санти удавалось игрой света оживлять их одухотворенные лики. При взгляде на них, сердце верующих трепетало от высочайшего благоговения.
Мастер творил в далекой от нас Италии, но его картины перешагнули страны и континенты.
Свою тайну хранит полотно Тагильской Мадонны. Ее история загадочна, противоречива и не до конца изучена. Но факт остается фактом, она нашла себе пристанище в России, на Урале, в стенах Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Картина более известна, как «Святое семейство», "Мадонна дель Пополо" или "Мадонна с покрывалом".
По архивным данным, есть предположение, что картина оказалась в Нижнем Тагиле, благодаря представителям знаменитого рода уральских промышленников Демидовых. Тагильская Мадонна настоящая путешественница. По информации из другого источника, картина попала в Россию из Франции и возможно украшала покои самого герцога Орлеанского.
20 век внес свои коррективы. Старые устои рушились. Тагильская Мадонна с 500-летней историей, потеряла свой первозданный вид. Столетия и люди не пощадили ее. Из-за неправильного хранения основа потемнела, краски поблекли, а один из ее фрагментов оказался вбитым в пол, в качестве половицы. Она оказалась забытой и выброшенной на задворки Истории. Никому не нужная...
Но она не растеряла своей Божественной сути. И ждала своего Мастера!
И Чудо случилось! В 1924 году, картину обнаружил Александр Николаевич Словцов, директор Нижнетагильского краеведческого музея. Мог ли он представить, что держит в руках подлинное произведение искусств, которое впишет его имя в историю Нижнего Тагила, как Спасителя бесценного творения Рафаэля?
Картина отправилась в Москву. Мастер, который вдохнул вторую жизнь в Тагильскую Мадонну - Игорь Эммануилович Грабарь. Русский художник, реставратор и искусствовед.
«Святое семейство» вернулось в Нижний Тагил в 1978 году. Нежный лик Мадонны, склонившейся с тончайшим покрывалом над младенцем, осветил своим немеркнущим светом Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Как истинное свидетельство тому, что настоящее искусство не знает ни границ, ни тлена, ни времени.
Спасибо за прочтение! Подписывайтесь!