Москвичка Надежда Мазова – многодетная приемная мама, как волонтер сотрудничает с несколькими благотворительными фондами, ведет блог, помогает детям найти родителей. Она рассказала в интервью фонду «Измени одну жизнь», как с мужем во время карантина они взяли к себе мальчика из детского дома.
«Я боялась полной изоляции детей»
После того, как в России началась эпидемия COVID-19, мне стало страшно за детей, находящихся в системе сиротских учреждений.
Карантин радикально не изменил течение жизни в детдоме, поскольку дети и так толком не выходят во внешний мир. Но если у кого-то из детей результат теста оказывается положительным, то ребенка и всю его группу полностью изолируют.
Поэтому, если заранее всех детей разобрать по домам, хотя бы в формате гостевого режима, то общее число заболевших ребят будет существенно ниже.
Конечно, не каждая семья подходит для гостевого режима. Надо смотреть на подготовленность родителей, и дело даже не в карантине. Когда вы берете ребенка, то должны оценивать собственные силы, риски, стрессоустойчивость.
Помогите детям-сиротам найти родителей!
Сейчас у нас в семье один кровный ребенок, трое приемных детей и Миша на гостевом режиме.
Я достаточно быстро оформила в опеке (отдельное спасибо сотрудникам!) разрешение на гостевой режим и забрала Мишу.
Мальчика я знала, поскольку общалась с руководством московского детдома, где он жил. Сейчас этот детдом полностью изолирован, даже сотрудников не выпускают на время карантина.
Мы постоянно на связи с соцработником, психологом из детского дома. Иногда он сам звонит, общается с Мишей.
Забирать – так забирать
Миша живет у нас уже больше недели. А вообще, наша семья на карантине с 16 марта.
Миша – второй ребенок, которого мы взяли в рамках гостевого режима. 6 лет назад в нашей семье жил подросток (14 лет).
Миша в системе 3 года, и он хотя бы знает, что такое семья, дом. Не хотела бы раскрывать подробности его личной истории, могу сказать только, что мальчик жил с бабушкой и папой, после смерти бабушки отец запил еще сильнее, а мальчик попал в детдом.
Вообще, я против гостевых режимов. Забирать — так забирать. Гостевой режим допустим в период знакомства: неделя, две, но так, чтобы взять на полгода, а потом вернуть – это ненормально. Гостевой режим – это подготовка к постоянной опеке.
Мужа и меня Миша сразу стал называть «папа» и «мама». В детском доме он никого так не называл. Вообще, мальчик очень хочет в семью, хочет остаться с нами. Мы готовы взять, но важно, чтобы опека одобрила. После завершения карантина мы обязательно поднимем этот вопрос.
Семья – другой мир
Семья для ребенка после детдома кажется совершенно другим миром. Для Миши все это было в новинку. А вообще он обычный ребенок: «хочу это», «хочу то».
Миша знал про нашу семью еще до прихода к нам, мы отправляли ему фото, видео детей, нас, квартиры так, чтобы у него сложилось первоначальное представление. Поэтому адаптация в новых условиях прошла достаточно быстро.
Конечно, Мише пришлось привыкать к тому, что у нас в семье есть обязанности и правила. Например, нельзя драться. Если в детдоме каждый сам за себя, то в семье все помогают друг другу.
В первое время я часто разнимала детей и говорила, что бои мы можем устраивать только на подушках и только в шутку.
В семье каждый заботится друг о друге. Если кто-то тебя обозвал, нельзя лезть в драку. Нельзя отвечать на обиду кулаками, нужно сесть и поговорить.
Помогите детям-сиротам найти родителей!
Дистанционка и эмоции
Формат учебы с помощью удаленного доступа Миша быстро освоил, поскольку еще в детдоме учился дистанционно. Поэтому нам не пришлось объяснять ему, как заниматься онлайн.
Но как раз во время учебы Миша проявил эмоциональные стороны характера. Он может взорваться, психануть, если допускает ошибку в работе.
Миша покричит, покричит и успокоится. Ничего специально для того, чтобы его успокаивать, я не делаю. Это же не истерика, просто человек эмоциональный.
Детям сейчас очень тяжело без прогулок, общения. Изоляция – испытание для всех членов семьи.
С нашей семьей работает психолог из службы сопровождения и помогает нам. Наверное, во многом благодаря этой помощи я остаюсь в ресурсе, что особенно сложно в период карантина.
Пока мне этой помощи хватает. Только времени на себя нет совсем. Но недавно мы ездили на дачу – все же хоть какая-то смена обстановки…
Комментарий психолога
Елена Мачинская, психолог фонда «Измени одну жизнь»:
Вопрос перевода ребенка из детдома в семью на период карантина – это вопрос его спасения. Риск заразиться в условиях большой скученности крайне высок.
При этом семья должна оценить собственные ресурсы перед принятием такого решения. Не нужно поддаваться порыву, будучи не уверенными в собственных силах.
Ребенок надеется, что после завершения гостевого режима он останется в семье. Он будет стараться понравиться и испытает сильное разочарование, если его вернут.
Это в меньшей степени относится к подросткам – они знают, что такое гостевой режим, и в большей степени к детям дошкольного возраста.
В этом возрасте ребенок себя ставит в центр мира и любое событие воспринимает как личную потерю. Ему сложно будет объяснить, почему его вернули обратно в детдом.
Помогите детям-сиротам найти родителей!
Дети постарше понимают, что они едут в семью на определенный срок, если сотрудники детдома заранее объяснят все условия.
Если ребенок будет подготовлен, то травму после окончания гостевого режима можно нивелировать.
Особенно, если приемные родители будут навещать его после карантина в детдоме, интересоваться его жизнью. Таким образом ребенок получит таких важных для него значимых взрослых.
Гостевые родители, если они не планируют оставить ребенка после карантина, должны избегать ложных обещаний, которые ребенок воспримет буквально.
В идеале, семью и ребенка должны сопровождать специалисты – психологи — как во время гостевого режима, так и после его завершения.
Текст: Дмитрий Хазиев для changeonelife.ru
Все фото — из семейного архива Мазовых.